Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Одной из составляющих валютной политики Российской Федерации является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Репатриация (от лат. patria – отечество, страна; repatriare – возвращать в страну) означает получение резидентом денежного эквивалента в качестве встречного предоставления по исполненному внешнеторговому контракту либо возврат ранее переведенных денежных средств по неисполненному внешнеторговому контракту. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, за исключением случаев, установленных в ч. 2 этой статьи, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами)[1], обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права па них.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации – резиденты;
5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Обязанность резидента по репатриации считается исполненной в момент зачисления денежных средств на его банковский счет в уполномоченном банке.
За необеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ установлена административная (ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП) и уголовная (ст. 193 УК) ответственность. Очень важным моментом здесь является доказывание и учет вины юридического лица в необеспечении требования о репатриации. Как отмечено в Определении КС РФ от 02.04.2009 № 486-0-0, п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании и ч. 4 ст. 15.25 КоАП во взаимосвязи со ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица – она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Применительно к таможенным правоотношениям КС РФ указал, что при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания[2]. Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией иностранной валюты на территорию РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публичноправовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу[3].
Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом, при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению указанной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08). В каждом конкретном случае судами оценивается факт поступления/непоступления основной части выручки в установленные контрактом сроки и связанное с этим поведение резидента (наличие в контракте штрафных санкций за нарушение сроков оплаты поставленного товара, ведение досудебной претензионной переписки, предъявление иска в суд о взыскании суммы недополученной валютной выручки и проч.) (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 15970/09).
Аналогичный подход используется при оценке степени выполнения резидентом обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, в том числе принятия резидентом всех зависящих от него мер для получения этих средств (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 5227/09).