Военные суды Российской Федерации
Система военных судов была создана в эпоху правления Петра I. В соответствии с Кратким артикулом 1706 г. появились три вида военных судов: полковой, генеральный и скорорешительный.
Полковому суду были подсудны дела о преступлениях обер-офицеров и все дела о преступлениях, за которые полагалось лишение жизни, чести, чина и телесные наказания. Генеральному суду - дела о штаб-офицерах, о преступлениях, совершенных целыми воинскими частями, а также дела о преступлениях, связанных с интендантскими нарушениями, которые могли повлечь тяжелые последствия для войск. Скорорешительный суд действовал лишь в походах, а также в периоды осады крепости неприятелем1.
Дальнейшее развитие военных судов нашло отражение в Кратком изображении процессов или судебных тяжеб 1715 г.2 Данным актом была установлена система военных судов в России. Военные суды (кригерехты) подразделялись на генеральные и полковые суды.
Генеральному суду в первой инстанции были подсудны дела о государственных преступлениях, дела о преступления, совершенных целыми воинскими подразделениями или частями, а также гражданские и уголовные дела, касавшиеся генералов и штаб-офицеров. Полковому суду были подсудны все иные гражданские дела, а также дела о преступлениях, совершенных обер-офицерами и нижними чинами. Кроме того, военные суды рассматривали дела не только военнослужащих, но и других лиц, состоявших при армии.
Военно-судебный устав 1867 г. предусмотрел новую систему военных судов. В нее входили: полковые суды, военно-окружные суды, Главный военный суд (с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе). Данным документом была установлена новая система судов, действовавших в военно-морском ведомстве: экипажные, военно-морские суды в главных портах российского флота, а также Главный военно-морской суд. В 80-х гг. XIX в. были образованы суды пограничной стражи (по правилам, установленным для полковых судов).
Военно-судебный устав предусматривал учреждение временных военных судов, особых присутствий для рассмотрения протестов прокуроров и жалоб осужденных на приговоры военных судов по особо важным делам, особых военных судов и Верховного уголовного суда для рассмотрения дел о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими, полевого военного суда и полевого Главного военного суда.
После Октябрьской революции 1917 г. слому подверглась и система военных судов. Принятый ВЦИК Декрет о суде № 1 от 24.11.1917 указал, что для разрешения уголовных дел на фронтах должны создаваться местные суды, избираемые полковыми Советами солдатских депутатов, а при их отсутствии - полковыми комитетами. С января 1918 г. все дела бывших военных судов передавались на рассмотрение местных народных судов и революционных трибуналов.
Приказом Народного комиссариата по военным делам от 28.07.1918 было утверждено Положение о фронтовых полковых (отрядных) местных судах. Указанные суды состояли из одного постоянного судьи и двух очередных заседателей. Судьи и заседатели избирались на трехмесячный срок всеобщим голосованием полка. Фронтовые местные суды рассматривали все уголовные дела, по которым обвиняемым грозило наказание до пяти лет лишения свободы. Дела, превышавшие подсудность фронтовых местных судов, должны были направляться в революционный трибунал или народные окружные суды.
В первый год гражданской войны по инициативе революционных военных советов стали организовываться военно-революционные трибуналы, также именовавшиеся военно-полевыми сессиями, чрезвычайными тройками. Для их руководства приказом Реввоенсовета от 19.10.1918 был учрежден революционный военный трибунал Республики. Данным органом была разработана Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий, введенная в действие 8 января 1919 г.
Декретом ВЦИК от 20.11.1919 было принято Положение о революционных военных трибуналах1, в котором определялись общие начала деятельности данных органов, их структура, порядок образования, подсудность, порядок рассмотрения дел и разрешения уголовных дел.
При Военном совете войск внутренней охраны 11 января 1920 г. был создан революционный трибунал войск внутренней охраны, преобразованный в дальнейшем в Главный революционный военный трибунал войск внутренней охраны с подчинением ему всех революционных военных трибуналов войск внутренней охраны. В соответствии с декретом ВЦИК от 18.03.1920 "О революционных военных железнодорожных трибуналах"1 были созданы данные судебные органы. При Народном комиссариате путей сообщения был организован Главный военный железнодорожный трибунал, также были созданы трибуналы при управлениях железных дорог.
Декретом ВЦИК от 23.07.1921 "Об объединении всех революционных трибуналов Республики"2 был учрежден Единый верховный трибунал при ВЦИК, ставший кассационным органом и органом надзора для всех действовавших на территории страны трибуналов, а также судом первой инстанции по делам особой важности.
Постановлением ВЦИК от 11.11.1922 было введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР3, в соответствии с которым устанавливалась единая система судебных учреждений (народный суд; губернский суд; Верховный суд). При этом для рассмотрения дел специальных категорий ввиду особой сложности, необходимости специальных знаний и навыков и по соображениям особой опасности отдельных категорий преступных деяний для военной мощи республики или ее хозяйственного преуспевания временно действовали специальные суды, среди которых были и военные трибуналы. Военно-судебные учреждения состояли из: военных трибуналов округов или фронтов - при реввоенсоветах военных округов или фронтов; военных трибуналов корпусов - при корпусах; дивизионных отделов окружных трибуналов - при дивизиях.
Судебный надзор за деятельностью военных трибуналов осуществлялся Военной коллегией Верховного Суда РСФСР (23 ноября 1923 г. она была преобразована в Военную коллегию Верховного Суда СССР).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.08.1926 принято Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре. В соответствии с данным актом Военная коллегия Верховного Суда СССР согласовывала вопросы организации военно-судебных органов с Народным комиссариатом по военным и морским делам.
В годы Великой Отечественной войны подсудность дел военным трибуналам была существенно расширена. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 "О военном положении" в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий".
В военные трибуналы были реорганизованы линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Кроме того, 19 апреля 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников". Рассмотрение таких дел возлагалось на военно-полевые суды, которые были созданы при дивизиях в составе председателя военного трибунала дивизии (председатель), начальника особого отдела дивизии и заместителя командира дивизии по политической части. Приговоры военно-полевых судов утверждались командирами дивизий.
Новое Положение о военных трибуналах было принято 25 декабря 1958 г. В соответствии с данным актом военные трибуналы действовали в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. При необходимости могли быть созданы военные трибуналы видов вооруженных сил.
На переходном этапе по предложению Верховного Суда РСФСР с учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории Президиум Верховного Совета РСФСР принял два постановления (от 28.12.1991 "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13.01.1992 "О военных трибуналах"), в соответствии с которыми Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а военные трибуналы, дислоцированные на территории РСФСР и в группах войск за рубежом, - в состав судебной системы РСФСР.
Согласно Закону РФ от 21.04.1992 № 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ.
В настоящее время военные суды, действующие в Российской Федерации, являются составной частью судов общей юрисдикции. Основанием их выделения в относительно обособленную подсистему явилась специфика рассматриваемых ими дел и привязка данных судебных органов к структуре Вооруженных Сил РФ. В остальном же военные суды действуют, как и остальные судебные органы, на основании федерального законодательства, а их должностные лица обладают общим статусом судей.
Некоторое время назад судьи военных судов обладали специальными воинскими званиями, однако от этого пришлось отказаться, поскольку данное положение негативно влияло на самостоятельность судей. Теперь судьи военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в том же порядке, что и остальные судьи, и на них распространяются все права и обязанности, присущие федеральному судье.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации". В ст. 1 данного Закона указано, что военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.
В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ и федеральным законодательством. Осуществляя правосудие, военные суды рассматривают подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При рассмотрении и разрешении конкретных дел судьи используют материальное и процессуальное законодательство.
Основные задачи военных судов - обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" данным судам подсудны следующие категории дел:
- гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
- о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы или военных сборов, а также иные дела, отнесенные к компетенции военных судов в соответствии с УПК РФ;
- об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы;
- по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
Граждане, уволенные с военной службы, а также граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Военные суды рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Если военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, то им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен в международном договоре РФ.
По уголовным делам, подсудным военным судам, эти суды правомочны принимать решения и в ходе досудебного производства (например, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога).
Систему военных судов составляют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к иным военным судам. Помимо этого, определенными полномочиями по отношению к военным судам обладают и иные структурные подразделения Верховного Суда РФ (например, Апелляционная коллегия).
Гарнизонный военный суд является судом первого звена подсистемы военных судов. Он создается и действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.
Гарнизонный военный суд возглавляет председатель. В составе суда есть заместители председателя и другие судьи.
Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" подсудность дел гарнизонному военному суду определена в качестве универсальной. В ст. 22 этого акта указано, что гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции все гражданские, административные и уголовные дела за исключением случаев, когда дела подсудны Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружному (флотскому) военному суду.
Кроме того, гарнизонный военный суд:
- рассматривает материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест;
- рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу;
- принимает решения в ходе досудебного производства по уголовным делам (о производстве ряда следственных действий, избрании ряда мер пресечения, которые ограничивают конституционные права и свободы лиц).
Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатель гарнизонного суда является федеральным судьей и имеет все права и обязанности, входящие в статус судей. Помимо этого он обладает следующими полномочиями:
- участвует в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствует в судебных заседаниях;
- организует деятельность суда;
- распределяет обязанности между судьями;
- контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;
- представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.
Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.
Окружной {флотский) военный суд действует на территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Данный судебный орган образуется и действует в составе председателя, его заместителей, а также других судей.
В составе окружного (флотского) суда могут быть образованы судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также судебные составы. Данные коллегии реализуют основные функции по рассмотрению уголовных дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (последнее - если их решения, вступившие в законную силу, были впоследствии отменены по данным обстоятельствам вышестоящими судебными инстанциями).
Окружному (флотскому) военному суду подсудны следующие дела.
В первой инстанции данным судом рассматриваются гражданские дела, связанные с государственной тайной. В этом случае судопроизводство осуществляется по общим правилам, но в закрытом судебном заседании.
Уголовные дела окружным (флотским) военным судом рассматриваются в случаях, когда они по общему правилу подсудны суду субъекта РФ. К ним относятся уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также о некоторых преступлениях против правосудия, если подсудимыми являются военнослужащие или лица, которые были призваны на военные сборы.
В связи с тем что в окружном (флотском) военном суде имеется больше возможностей для обеспечения режима государственной тайны, к их подсудности относятся все уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
По ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителя уголовное дело о преступлениях террористической направленности, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.
Что касается иных полномочий, то окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права па исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
Действуя в качестве суда апелляционной инстанции, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Президиум окружного (флотского) военного суда образуется и действует в составе председателя, заместителя председателя (входят в состав президиума по должности), а также других судей данного судебного органа.
Президиум окружного (флотского) военного суда обладает рядом полномочий по пересмотру актов, принятых гарнизонным военным судом и вступивших в законную силу. Такие решения, приговоры, определения и постановления, а равно решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, могут быть пересмотрены в кассационном порядке.
Кроме того, президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.
Помимо процессуальных, президиум окружного (флотского) военного суда обладает рядом организационных полномочий:
- утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы аппарата суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатель окружного (флотского) военного суда обладает следующими полномочиями:
- участвует в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствует в судебных заседаниях;
- организует деятельность суда;
- созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
- распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
- решает вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию либо судебный состав;
- контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
- представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
В составе окружного (флотского) гарнизонного суда помимо должности председателя также выделяются должности заместителя председателя, заместителя председателя - председателя судебной коллегии или судебного состава, а также председателя судебного состава данного суда.
Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда обладает следующими полномочиями:
- участвует в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегии или судебным составом и председательствует в судебных заседаниях;
- организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
- контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
- осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.
Если в структуре военного суда выделена должность председателя судебного состава, то он наделяется следующими полномочиями:
- участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях;
- организует работу судебного состава;
- контролирует работу аппарата судебного состава;
- осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда или председателем соответствующей судебной коллегии.
Военные суды гарнизонного и окружного уровня являются нижестоящими судебными инстанциями по отношению к Верховному Суду РФ. Решения нижестоящих военных судов в пределах своих полномочий проверяют Военная коллегия, Апелляционная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ.
Военная коллегия Верховного Суда РФ - непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. Коллегия состоит из председателя, его заместителя и других судей.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:
- на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
- вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, а также на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.
Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям па вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии и военных судов, если указанные судебные решения ранее были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.