Реорганизация кредитных организаций: отличия от изменения статуса и особенности проведения
Реорганизация кредитной организации как юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в иную организационно-правовую форму.
Поскольку кредитные организации действуют в форме хозяйственных обществ, решения об их реорганизации вправе принимать только высшие органы управления – собрания акционеров или участников (ст. 48 Закона об акционерных обществах, п. 2 ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
На основании п. 6 ст. 60 ГК РФ особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансовохозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения п. 1–5 ст. 60 ГК РФ к кредитным организациям не применяются.
Однако Закон о банках и банковской деятельности устанавливает такие особенности только в части уведомления о реорганизации Банка России как регистрирующего органа (ч. 5 ст. 23), а также в части уведомления кредиторов и раскрытия информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, при ее реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования (ст. 23.5). Получается, что при других формах реорганизации данная статья применяется по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации[1].
К кредитным организациям, возникшим в результате преобразования в иную организационно-правовую форму, а также к тем кредитным организациям, к которым произошло присоединение других кредитных организаций, либо созданным в результате слияния, не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные для вновь создаваемых кредитных организаций[2].
Не является реорганизацией изменение кредитной организацией, действующей в форме акционерного общества, вида акционерного общества (открытое или закрытое)[3].
Также не является реорганизацией изменение статуса кредитной организации с банка на небанковскую кредитную организацию[4] либо с небанковской кредитной организации на банк[5].
Изменение статуса кредитных организаций в указанных случаях проводится в виде изменения учредительных документов кредитной организации.
Изменение статуса кредитной организации с банка на небанковскую кредитную организацию дает возможность кредитной организации продолжать свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица в случае, если она не может исполнить требования к размеру собственных средств (капитала), установленные ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности. В противном случае Банк России обязан будет отозвать у нее лицензию на осуществление банковских операций (п. 5–8 ч. 2 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).
Для получения статуса банка размер собственных средств (капитал) небанковской кредитной организации, наоборот, должен быть не менее 300 млн руб.
Реорганизация кредитных организаций может быть как добровольной (на основании решения ее собрания акционеров или участников), так и принудительной (по требованию Банка России). Хотя последний случай относится к принудительной реорганизации весьма условно, поскольку Банку России принадлежит только инициатива в проведении реорганизации. Решение о ней все равно принимают собрания акционеров или участников. К принудительной реорганизации в полной мере относится принудительное разделение кредитной организации в связи с нарушением законодательства о конкуренции. Возможность такого разделения предусмотрена законодательством (ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Особенностью осуществления добровольной реорганизации является то, что Банк России на основании п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ и ч. 8 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности имеет право ее запретить, если в результате проведения указанной реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Принудительная реорганизация может применяться к кредитной организации, как мера воздействия в случае, если возникает реальная угроза интересам ее кредиторов и вкладчиков (п. 2 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ), а также как мера по предупреждению несостоятельности (банкротства) (ст. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). В этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, т.е. в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций.