Лекция 4. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАННИХ ФОРМ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ

Ранние формы верований возникали на определенной стадии антропосоциогенеза. С начала XIX в. появлялись археологические материалы[1], которые давали ученым возможность высказывать гипотезы о времени возникновения первобытных верований. Археологи обнаружили неандертальские погребения – захоронения скелетов и черепов неандертальцев, относящиеся к периоду Мустье (около 100–80 тыс. лет назад). Наиболее известные захоронения найдены во Франции – в гроте Мустье, в пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, в гроте Киик-Коба (Крым), в пещере Мугарет-эс-Табун и Мугарет-эс-Схул (Палестина), в гроте Тешик- Тиш (Узбекистан) и др.

Неандертальские захоронения показывают, что неандертальцы совершали над умершими какие-то ритуалы. Но вопрос о существовании верований в посмертное существование у неандертальцев до сих пор остается дискуссионным. Одни исследователи делали вывод о наличии у неандертальцев каких-то верований о посмертном существование сородичей; другие полагали, что захоронения свидетельствуют о заботе об умершем и (или) о стремлении избавиться от гниющего тела.

Можно с уверенностью говорить о существовании верований в эпоху верхнего палеолита – около 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа – homo sapiensчеловека разумного, который сильно отличатся от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками.

О существовании верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронений, которая несет на себе явные следы ритуала. Об этом говорят, например, двойные погребения (близ Ментоны, северо-запад Италии), захоронения черепов (в гроте Офнст, Бавария). Особенно важны исследования погребений неолетического периода (около 7–5 тыс. лет назад): в могильниках найдены предметы обихода, украшения, орудия, оружие, сосуды, наполнявшиеся пищей, что говорит о вере в то, что все это нужно умершему в посмертной жизни.

Установлено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники предварительно проходили через определенные обряды их подготовки к загробной жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Верования сапиентного человека нашли свое отражение и в произведениях пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX–XX вв. в Южной Франции и Северной Испании. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры и маски, а иногда фантастических зооантропоморфных существ. В пещере Альтамира (Северная Испания) были обнаружены изображения бизонов и других животных. В пещере Нио (в верховьях реки Арижа в Пиренеях) на телах бизонов нарисованы наконечники копий или гарпунов. В пещере Трех Братьев, находящейся па берегах притока реки Гаронны, изображены животные и замаскированные человеческие фигуры; особенно известна фигура колдуна – пляшущего мужчины с рогами оленя на голове, длинной бородой, длинным конским хвостом, с накинутой на плечи шкурой.

Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.