Военные суды
Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено международным договором РФ, – и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основании федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещаться другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а па здании – государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельность военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.
В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции.
Разбирательство дел в военных судах проводится в открытом судебном процессе, за исключением случаев, предусмотренных законом для всех судов общей юрисдикции.
Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме в их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (далее – Закон о военных судах) прямо указано, что установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.
Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ, т.е. на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право выступать и давать объяснение на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.
Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел и устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий лиц. Таких категорий две – военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.
В отношении указанных лиц военные суды рассматривают и разрешают следующие категории дел:
– гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
– уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ), а также иные дела, переданные в военный суд в соответствии с ч. 4–7 ст. 35 УПК РФ. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, то данное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим военным судом;
– дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
– дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
В компетенцию военных судов входит также рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подсудны военным суд независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное – что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения па военных сборах.
Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не уставлено международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).
Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами общей юрисдикции в установленном законом порядке.
Кроме разбирательства уголовных, гражданских и административных дел военные суды осуществляют иные полномочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (ст. 29, 106– 109 УПК РФ), о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознавателей, военных следователей и прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УПК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.
К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение и материалов, связанных с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Особенности организации и деятельности военных судов, подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанции, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют самостоятельную подсистему судов, в которую входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:
• первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;
• второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды;
• третье (высшее) звено – Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
Гарнизонный военный суд является низовым звеном системы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции па территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Поскольку мировых судей в системе военных судов пет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.
Военный суд первого звена в первой инстанции рассматривает не отнесенные к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Административные и гражданские дела, другие материалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела – как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого – коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.
Приговоры и решения гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами судебного процесса в апелляционном порядке в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции или по вновь открывшимся обстоятельствам тот же, что и в территориальных судах общей юрисдикции.
Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и судей.
Вторым звеном системы военных судов является окружной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. В таком суде имеется президиум и создаются судебные коллегии и (или) судебные составы.
Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной.
К его подсудности отнесены в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).
Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, или судья с участием коллегии присяжных заседателей.
Судебные коллегии и (или) судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные соответствующими законами к подсудности этих судов.
Судебные коллегии и (или) судебные составы являются второй (апелляционной) инстанцией и в апелляционном порядке в составе трех профессиональных судей рассматривают дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Кроме того, судебные коллегии и судебные составы рассматривают дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом окружного (флотского) военного суда и вступивших в законную силу.
Что же касается жалоб и представлений на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, то их рассматривает судья окружного (флотского) суда единолично.
Президиум окружного (флотского) военного суда выступает в качестве кассационной инстанции и образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей этого суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Президиум окружного (флотского) военного суда на своих заседаниях рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, и представлениям прокурора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые судебной коллегией и (или) судебным составом окружного (флотского) военного суда в апелляционной инстанции.
Вместе с тем президиум на своих заседаниях рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу.
Президиум окружного (флотского) военного суда в пределах, установленных законом о военных судах: утверждает по представлению председателя суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата военного суда; утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Заседание президиума проводится не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда и считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.
Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах). Она может выступать в качестве трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ образуется в составе председателя коллегии, его заместителя и других судей Верховного Суда РФ. Председатель коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.
В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ рассматривает:
– гражданские дела в случаях оспаривания нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
– дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.
В апелляционной инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:
– на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
– на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.
Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:
– в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей;
– во второй (апелляционной) инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей;
– в кассационной инстанции по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.
Судьи военных судов всех звеньев обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. Как уже говорилось, все положения, гарантирующие независимость судей при осуществлении правосудия, целиком распространяются и на судей военных судов.
В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности нс менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Преимущественным правом на назначение на должность судьи обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.
К судьям вышестоящих военных судов предъявляются более высокие требования. Так, судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Судьей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Председатели, заместители председателей гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатель, заместитель председателя и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Статус присяжных заседателей окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции".
Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ соответственно.
Организационное обеспечение деятельности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
В военное время и при введении чрезвычайного положения порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федеральными конституционными законами.
В военных судах всех звеньев имеется аппарат, который обеспечивает деятельность по осуществлению правосудия этими судами, проводит обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, а также выполняет другие функции. Деятельностью аппарата руководит председатель соответствующего военного суда (Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).
Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.