Лекция V. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В результате изучения материала данного раздела студент должен:
знать
• в чем суть обязательного страхования;
• что такое социальное страхование, его цели и особенности регулирования;
• что такое пенсионное страхование;
• особенности регулирования пенсионного страхования в разных странах и регионах мирового хозяйства;
• причины реформ социального страхования и пенсионного обеспечения в мире и России;
уметь
• дать оценку проводящимся в разных странах и регионах мирового хозяйства реформам социального страхования;
• оценивать эффективность государственных программ социального страхования;
• формулировать основные условия реформирования рынка пенсионного страхования;
• дать оценку текущим, кратко- и долгосрочным результатам реформ;
владеть
• основными навыками анализа текущей социально-экономической информации, влияющей на разработку реформ сферы социального страхования;
• методикой принятия решений в пенсионном страховании;
• навыками финансового консультанта для разработки программ повышения финансовой грамотности населения;
• практическим инструментарием оценки рисков жизненного цикла домохозяйств.
Ключевые слова: социальное страхование; пенсионное страхование; цели социальных систем; классификация социальных рисков в российской и международной практике; особенности социального страхования, отличающие его от иных страховых услуг; конвенции МОТ; модель Бисмарка; модель Бевериджа; пенсионная система pay- as-you-go•, накопительная пенсионная система; кризис систем социального страхования; причины реформирования систем социального и пенсионного страхования; этапы пенсионной реформы в России.
Лекция 12. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Потребление старших поколений имеет большие положительные внешние эффекты, особенно в обществах, ценящих равенство и справедливость. В результате социальное страхование можно рассматривать как общественное благо, за предоставление которого отвечает государство.
Становление индустриального общества сопровождалось формированием институтов пенсионного страхования наемных работников и государственного социального обеспечения.
Экономические предпосылки их появления:
• постоянный характер трудовой деятельности;
• возросшая сложность труда и рост квалификации работников;
• массовое производство.
Массовость производства обеспечивалась, в том числе и непрерывностью процесса воспроизводства рабочей силы. Сложились принципиально новые экономические, организационные и правовые механизмы, которые позволяли, с одной стороны, производить накопления значительных по объему финансовых ресурсов, с другой, застрахованным работникам реализовывать пенсионные права в течение длительных периодов времени.
Для того периода были характерны определенные идеи относительно роли правительства, предполагающие, что:
1) деятельность государства нацелена лишь на общественное благо, и своекорыстное поведение чиновников является отклонением;
2) государство является целостным организмом, в котором все решения принимаются на основе рациональности и прозрачности;
3) экономические решения поддаются пересмотру и не имеют инерции;
4) инструменты экономической политики находятся под полным контролем государства, которое может полагаться на честную и эффективную работу аппарата.
Экономической базой такой системы выступало перераспределение части заработной платы застрахованных работников во времени: от периода начала трудовой деятельности к периоду выхода на пенсию. Причем если в первой четверти XX в. доля перераспределяемой заработной платы в пользу пенсионного страхования и социального обеспечения нс превышала 6–8%, то к концу XX в. (1980–1990) она достигала 20% и более от выплачиваемой работнику суммы.