Лекция 10. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• теоретические основы регулирования инновационного предпринимательства на региональным уровне;

• механизмы регулирования инновационного предпринимательства в России и зарубежных странах;

• основное ОГЛАВЛЕНИЕ и назначение инновационной политики на региональном уровне;

уметь

• определять цель, предмет, объект регионального регулирования инновационного предпринимательства;

• ключевые факторы успеха реализации механизмов регионального регулирования инновационного предпринимательства;

владеть

• методами принятия решений в области инновационного предпринимательства;

• методами ситуационного анализа;

• методами стратегического и конкретного анализа.

Сущность регулирования инновационного предпринимательства в регионе

В современных условиях именно инновационное предпринимательство определяет перспективы развития регионов и служит доминантой развития социально-экономической системы. Инновации влияют на социально-экономическое развитие регионов по многим направлениям. В современной литературе выделяются наиболее значимые аспекты воздействия на развитие региональной экономики (табл. 10.1).

Повышение инновационной активности всех хозяйствующих субъектов предполагает проведение эффективной инновационной политики государства, так как именно новые знания и человеческий капитал являются локомотивами роста региональной экономики. Государственная поддержка необходима и потому, что самой инновационной деятельности присуща высокая степень неопределенности и риска.

Таблица 10.1

Влияние инноваций на социально-экономическое развитие региональной экономики

ОГЛАВЛЕНИЕ влияния инноваций на показатели развития региона

Характеристики

Макроэкономические показатели региона

Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. В России основным источником роста выступают экстенсивные факторы. В развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП составляет от 75 до 100%

Структура общественного производства

Инновации – непосредственная причина возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других

Институциональные экономические механизмы

Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется ОГЛАВЛЕНИЕ взаимодействия между ними, происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности

Стремление нации к прогрессу, ее способность к инновациям

Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые и этические нормы

Социальная стабильность и решение экологических проблем

Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты, оказывает влияние на окружающую среду, решение экологических проблем

Международное научно-техническое сотрудничество

Приводит к активизации международного научно-технического сотрудничества, интернационализации хозяйственной жизни, объединению ресурсов различных стран, трансферту технологий, зависимости глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов

Достижение национальной безопасности

Способствует уменьшению значимости ресурсной базы повышения конкурентоспособности экономики, определяет способность национальной экономики переходить на передовые технологии на собственной основе в условиях растущей глобализации мировой экономики, что даст возможность обеспечить национальную безопасность

Регулирование означает целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование – одна из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.

Ключевая особенность участия органов региональной власти состоит в том, что они могут совмещать в себе две роли – непосредственно участвовать в инновационном процессе и одновременно служить его регулятором. При этом в инновационном процессе они могут оставаться как в своем особом статусе (управление инновационной деятельностью, поддержка инновационной деятельности), так и в статусе непосредственного участника.

Независимо от того, в какой роли выступают органы региональной власти, их участие в инновационной деятельности обусловлено особым интересом. Если предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность, инвестируя новые технологии и продвигая на рынок новые товары, заинтересовано в получении прибыли, величина которой служит критерием эффективности функционирования, то интерес государства заключается в развитии за счет инноваций региональной экономики в целом. Стимулируя инновационную деятельность, органы региональной власти заинтересованы в повышении конкурентоспособности территории и качества жизни населения в регионе. Данные обстоятельства вызывают необходимость осуществления регулирования инновационного предпринимательства в регионе.

Регулирование инновационного предпринимательства можно определить как деятельность органов власти, направленную на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, с целью модернизации региональной экономики, обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения региона.

Регулирование инновационного предпринимательства в регионах формируется на следующих принципах:

• свобода научного и научно-технического творчества;

• правовая охрана интеллектуальной собственности;

• интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

• поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

• стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• развитие международного научного сотрудничества.

Цель регулирования инновационного предпринимательства – создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей повышение качества жизни населения, за счет:

• стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• правового регулирования и защиты интересов субъектов инновационной деятельности;

• обеспечения рациональной интеграции науки и технологий в регионе;

• создания условий для формирования и развития современной эффективной инновационной инфраструктуры;

• обеспечения взаимодействия всех элементов региональной инновационной системы и встраивания ее в национальную инновационную систему.

Государственное регулирование инновационного предпринимательства осуществляется на трех уровнях:

федеральном (разрабатывается государственная инновационная политика, определяются приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, создаются федеральные целевые программы по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики);

региональном (подготавливаются и реализуются региональные программы по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ, создаются необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, оказывается содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности);

муниципальном (разрабатываются и реализуются муниципальные программы развития инновационной деятельности за счет средств местных бюджетов, принимается участие в реализации федеральных и региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности, на территории муниципальных образований создаются условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности).

Основным документом, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности в регионе и их согласованность с политикой федеральных органов государственной власти, набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, возможности использования тех или иных регуляторов и др., является программа развития инновационной деятельности. В настоящее время не во всех регионах РФ приняты подобные программы.

Наиболее часто используемые механизмы регулирования инновационной деятельности регионов приведены в табл. 10.2 (по данным исследования, проведенного Институтом региональных инновационных систем).

Таблица 10.2

Основные механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства в регионах России

Механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства

Количество регионов

Создание территорий инновационного развития

27

Создание благоприятного инновационного климата

20

Кадровая поддержка инновационной деятельности

5

Содействие развитию инновационной инфраструктуры

13

Продвижение высокотехнологичной продукции на рынки сбыта

9

Информационная поддержка инновационной деятельности

4

Содействие развитию инновационных сетей

2

Содействие развитию сектора интеллектуальных бизнес-услуг (консалтинг)

1

Международное и межрегиональное сотрудничество

2

Прямое финансирование инновационной деятельности

27

Создание территорий инновационного развития и прямая финансовая поддержка служат наиболее часто используемым инструментом регулирования инновационного предпринимательства в регионах России. Это вызвано тем, что данные механизмы предполагают привлечение дополнительных средств федерального бюджета на территорию региона.

Регионы России в силу природно-экономических, исторических и политических причин существенно различаются по социально-экономическим, природно-сырьевым, демографическим, макроэкономическим и прочим факторам. Поэтому стартовые возможности российских регионов для перехода на инновационный путь развития различны, и их структурные преобразования не могут реализовываться единообразно. Применение инструментов регулирования и выбор приоритетных направлений развития должны быть осуществлены с учетом региональных особенностей, учитывая связь с общей системой инновационного развития всего народнохозяйственного комплекса.