Лекция 10. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• теоретические основы регулирования инновационного предпринимательства на региональным уровне;
• механизмы регулирования инновационного предпринимательства в России и зарубежных странах;
• основное ОГЛАВЛЕНИЕ и назначение инновационной политики на региональном уровне;
уметь
• определять цель, предмет, объект регионального регулирования инновационного предпринимательства;
• ключевые факторы успеха реализации механизмов регионального регулирования инновационного предпринимательства;
владеть
• методами принятия решений в области инновационного предпринимательства;
• методами ситуационного анализа;
• методами стратегического и конкретного анализа.
Сущность регулирования инновационного предпринимательства в регионе
В современных условиях именно инновационное предпринимательство определяет перспективы развития регионов и служит доминантой развития социально-экономической системы. Инновации влияют на социально-экономическое развитие регионов по многим направлениям. В современной литературе выделяются наиболее значимые аспекты воздействия на развитие региональной экономики (табл. 10.1).
Повышение инновационной активности всех хозяйствующих субъектов предполагает проведение эффективной инновационной политики государства, так как именно новые знания и человеческий капитал являются локомотивами роста региональной экономики. Государственная поддержка необходима и потому, что самой инновационной деятельности присуща высокая степень неопределенности и риска.
Таблица 10.1
Влияние инноваций на социально-экономическое развитие региональной экономики
ОГЛАВЛЕНИЕ влияния инноваций на показатели развития региона |
Характеристики |
Макроэкономические показатели региона |
Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. В России основным источником роста выступают экстенсивные факторы. В развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП составляет от 75 до 100% |
Структура общественного производства |
Инновации – непосредственная причина возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других |
Институциональные экономические механизмы |
Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется ОГЛАВЛЕНИЕ взаимодействия между ними, происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности |
Стремление нации к прогрессу, ее способность к инновациям |
Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые и этические нормы |
Социальная стабильность и решение экологических проблем |
Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты, оказывает влияние на окружающую среду, решение экологических проблем |
Международное научно-техническое сотрудничество |
Приводит к активизации международного научно-технического сотрудничества, интернационализации хозяйственной жизни, объединению ресурсов различных стран, трансферту технологий, зависимости глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов |
Достижение национальной безопасности |
Способствует уменьшению значимости ресурсной базы повышения конкурентоспособности экономики, определяет способность национальной экономики переходить на передовые технологии на собственной основе в условиях растущей глобализации мировой экономики, что даст возможность обеспечить национальную безопасность |
Регулирование означает целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование – одна из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.
Ключевая особенность участия органов региональной власти состоит в том, что они могут совмещать в себе две роли – непосредственно участвовать в инновационном процессе и одновременно служить его регулятором. При этом в инновационном процессе они могут оставаться как в своем особом статусе (управление инновационной деятельностью, поддержка инновационной деятельности), так и в статусе непосредственного участника.
Независимо от того, в какой роли выступают органы региональной власти, их участие в инновационной деятельности обусловлено особым интересом. Если предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность, инвестируя новые технологии и продвигая на рынок новые товары, заинтересовано в получении прибыли, величина которой служит критерием эффективности функционирования, то интерес государства заключается в развитии за счет инноваций региональной экономики в целом. Стимулируя инновационную деятельность, органы региональной власти заинтересованы в повышении конкурентоспособности территории и качества жизни населения в регионе. Данные обстоятельства вызывают необходимость осуществления регулирования инновационного предпринимательства в регионе.
Регулирование инновационного предпринимательства можно определить как деятельность органов власти, направленную на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, с целью модернизации региональной экономики, обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения региона.
Регулирование инновационного предпринимательства в регионах формируется на следующих принципах:
• свобода научного и научно-технического творчества;
• правовая охрана интеллектуальной собственности;
• интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
• поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
• стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
• развитие международного научного сотрудничества.
Цель регулирования инновационного предпринимательства – создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей повышение качества жизни населения, за счет:
• стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• правового регулирования и защиты интересов субъектов инновационной деятельности;
• обеспечения рациональной интеграции науки и технологий в регионе;
• создания условий для формирования и развития современной эффективной инновационной инфраструктуры;
• обеспечения взаимодействия всех элементов региональной инновационной системы и встраивания ее в национальную инновационную систему.
Государственное регулирование инновационного предпринимательства осуществляется на трех уровнях:
• федеральном (разрабатывается государственная инновационная политика, определяются приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, создаются федеральные целевые программы по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики);
• региональном (подготавливаются и реализуются региональные программы по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ, создаются необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, оказывается содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности);
• муниципальном (разрабатываются и реализуются муниципальные программы развития инновационной деятельности за счет средств местных бюджетов, принимается участие в реализации федеральных и региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности, на территории муниципальных образований создаются условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности).
Основным документом, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности в регионе и их согласованность с политикой федеральных органов государственной власти, набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, возможности использования тех или иных регуляторов и др., является программа развития инновационной деятельности. В настоящее время не во всех регионах РФ приняты подобные программы.
Наиболее часто используемые механизмы регулирования инновационной деятельности регионов приведены в табл. 10.2 (по данным исследования, проведенного Институтом региональных инновационных систем).
Таблица 10.2
Основные механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства в регионах России
Механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства |
Количество регионов |
Создание территорий инновационного развития |
27 |
Создание благоприятного инновационного климата |
20 |
Кадровая поддержка инновационной деятельности |
5 |
Содействие развитию инновационной инфраструктуры |
13 |
Продвижение высокотехнологичной продукции на рынки сбыта |
9 |
Информационная поддержка инновационной деятельности |
4 |
Содействие развитию инновационных сетей |
2 |
Содействие развитию сектора интеллектуальных бизнес-услуг (консалтинг) |
1 |
Международное и межрегиональное сотрудничество |
2 |
Прямое финансирование инновационной деятельности |
27 |
Создание территорий инновационного развития и прямая финансовая поддержка служат наиболее часто используемым инструментом регулирования инновационного предпринимательства в регионах России. Это вызвано тем, что данные механизмы предполагают привлечение дополнительных средств федерального бюджета на территорию региона.
Регионы России в силу природно-экономических, исторических и политических причин существенно различаются по социально-экономическим, природно-сырьевым, демографическим, макроэкономическим и прочим факторам. Поэтому стартовые возможности российских регионов для перехода на инновационный путь развития различны, и их структурные преобразования не могут реализовываться единообразно. Применение инструментов регулирования и выбор приоритетных направлений развития должны быть осуществлены с учетом региональных особенностей, учитывая связь с общей системой инновационного развития всего народнохозяйственного комплекса.