Регулирование
Ряд регулирующих мер государства в сфере здравоохранения направлен на обеспечение стандартов качества медицинского обслуживания. В первую очередь это относится к квалификации медицинского персонала – чтобы иметь право работать практикующим врачом или медицинской сестрой, необходимо пройти специальное обучение и получить диплом (сертификат, в некоторых странах – лицензию). Во многих государствах медицинские работники обязаны также проходить регулярные повторные аттестации для подтверждения своей квалификации. Государства так или иначе регулируют и само медицинское образование, его стандарты и качество, численность студентов. В последние годы развитые страны мира привлекают на работу квалифицированных врачей и медсестер из других государств с помощью целенаправленной миграционной политики. Регулирование качества также необходимо в фармацевтической отрасли, здесь прежде всего решаются проблемы безопасности пациентов. Государственный контроль качества в здравоохранении дополняется контролем цен. В системах здравоохранения, предусматривающих плату пациентов за медицинские услуги, государства таким образом пытаются сдерживать рост расходов.
Во многих развитых странах мира государство играет первостепенную роль в финансировании здравоохранения. В странах ОЭСР на его долю приходится в среднем более 60% расходов (см. рис. 10.9). Даже в США, где доминирует частная система здравоохранения, доля государства в совокупных расходах на медицинскую помощь уже превысила 40%. Источниками финансирования здравоохранения выступают либо общие налоговые поступления, либо специальные налоги, которыми облагаются работодатели и (или) работающее население.
В некоторых системах налогообложение совмещается с государственным предоставлением медицинских услуг. Например, в Великобритании средства на нужды здравоохранения формируются из общих налоговых поступлений, а медицинская помощь предоставляется гражданам государственными поставщиками медицинских услуг. В подобной системе прямая оплата медицинских услуг пациентами не предусмотрена, лечение субсидируется государством. Пациенты могут частично оплачивать лишь отдельные виды расходов, не относящиеся непосредственно к лечению, например, протезы или дополнительные услуги, связанные с пребыванием в больнице.
В других странах универсальные субсидии не предусмотрены, однако специальные субсидии предоставляются социально уязвимым гражданам, например, пожилым, безработным, низкодоходным домохозяйствам. Для этих групп населения медицинская помощь становится либо полностью бесплатной, либо предоставляется фактически по более низким ценам, чем сложились на рынке. Примерами могут быть действующие в США программы Медикейд (Medicaid) и Медикэйр (Medicare), дающие возможность бедным семьям и пожилым людям получать медицинские услуги за умеренную плату. Многие страны (например, Швейцария) субсидируют покупку полисов частного медицинского страхования за счет полного или частичного освобождения от налогообложения страховых премий[1].
Субсидирование медицинской помощи может, однако, вызвать избыточные потери общества[2]. Теоретически, если какое-либо благо предоставляется бесплатно, индивиды будут стремиться к такому объему потребления, при котором предельные выгоды равны нулю. Возникает избыточный спрос и чрезмерная нагрузка на систему здравоохранения. В качестве одного из компенсационных механизмов возникают очереди, создающие потери времени для пациентов. Ожидание в очереди означает высокие издержки для занятых людей, которые дорого ценят время. Издержки пациентов, у которых достаточно свободного времени, окажутся ниже. Таким образом, распределение медицинских услуг посредством очереди нельзя считать экономически эффективным. С позиции справедливости подобное распределение также не оптимально. Например, неквалифицированные и низкооплачиваемые работники, занятые на нестабильных рабочих местах, часто не могут уйти с работы ради посещения врача. В результате, относительно бо́льшие издержки могут лечь на бедные слои населения.