Региональные транспортные системы
Формирование таких систем является частью процесса региональной экономической интеграции, которая осуществляется в различных формах, таких как создание зоны свободной торговли (например, североамериканская зона свободной торговли — договор NAFTA), таможенного союза (Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества), общего рынка (единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России), экономического и политического союза (Европейский союз) и т.д.
Основная цель создания региональных транспортных систем — преодоление барьеров, обусловленных технологическими и правовыми различиями между национальными транспортными системами стран, входящих в региональное объединение. При этом глубина транспортной интеграции и координации определяется формой экономического объединения в данном регионе.
Основными направлениями деятельности в рамках региональных транспортных систем являются:
- гармонизация характеристик транспортной инфраструктуры, в первую очередь на основе концепции международных транспортных коридоров (см. параграф 5.2). Это делается для обеспечения беспрепятственной транспортировки больших объемов товаров на основных направлениях торговли в рамках объединения;
- устранение правовых, технологических и организационных барьеров, возникающих при пересечении транспортными средствами национальных границ;
- гармонизация технических стандартов национальных транспортных систем;
- взаимное открытие в той или иной мере рынков транспортных услуг стран — членов соответствующих сообществ.
Страны Евросоюза, учитывая важнейшую роль транспорта в экономической интеграции, наделили ЕС законодательной функцией в области транспорта. Среди ключевых решений ЕС в этой сфере следует выделить:
- разработку концепции трансъевропейской транспортной сети, позволившей перейти к системному формированию транспортной инфраструктуры континента при постоянной поддержке Евросоюза (см. подпараграф 5.3.1);
- решение об открытии рынков всех видов транспорта;
- проведение реформы железнодорожного транспорта, целью которой является создание единых правовых и технологических условий для выполнения железнодорожных перевозок в пределах ЕС. Сверхзадача реформы — обеспечить повышение конкурентоспособности железных дорог сообщества относительно автомобильного транспорта (см. параграф 9.1).
В настоящее время главной задачей ЕС в сфере транспорта является достижение сбалансированного развития транспортной системы сообщества на основе принципов устойчивого развития.
В рамках договора NAFTA (США, Канада, Мексика) одновременно с поэтапной ликвидацией ограничений на торговлю товарами были сняты взаимные ограничения по допуску автомобильных перевозчиков на рынки трех стран, а также по иностранным инвестициям в транспортные предприятия, выполняющие международные перевозки. Результатом стал резкий рост объемов торговых и транспортных операций. За первые пять лет действия соглашения объемы автомобильных грузовых перевозок между тремя странами возросли почти вдвое. В настоящее время для обеспечения растущих транспортных потоков на североамериканском континенте создаются международные транспортные коридоры меридионального направления. При этом реализуется концепция поэтапного перехода от гармонизации параметров инфраструктуры коридоров к созданию условий для всемерного облегчения перемещения транспортных средств и продвижения товаров и далее — к скоординированному рациональному размещению производительных сил в полосе создаваемых коридоров.
В рамках Содружества независимых государств (СНГ) действует Координационное транспортное совещание государств — участников СНГ (КТС СНГ) — орган, созданный для межгосударственного регулирования деятельности морского, автомобильного и внутреннего водного транспорта, а также для скоординированного решения общетранспортных вопросов на территориях государств Содружества.
В состав КТС СНГ входят министры транспорта и руководители других органов государственного управления транспортом государств — участников СНГ. В рамках КТС СНГ действуют Совет по автомобильному транспорту, совет морского и речного транспорта, совет по безопасности на транспорте, совет по информатизации на транспорте, совет но образованию и науке.
Задачами КТС СНГ являются:
- содействие формированию общего транспортного пространства государств — участников СНГ;
- содействие развитию морского, автомобильного и внутреннего водного транспорта во взаимодействии с другими видами транспорта на основе концепций и программ, направленных на совершенствование их организационной структуры;
- выработка согласованной тарифной политики;
- обеспечение благоприятных условий для транзита грузов;
- обеспечение охраны окружающей среды и безопасности перевозок.