Региональная политика в унитарных и федеративных государствах

Конкретные проявления региональной политики различаются от страны к стране, что обусловливается как размером страны и масштабом различий в уровне развития ее отдельных частей, так и устройством государства. В унитарных государствах региональная политика, как правило, более централизована, в федеративных – децентрализована. В последние годы наблюдаются тенденции сближения в подходах, касающиеся более широкого участия в разработке региональной политики собственно регионального уровня, перенесения акцентов на эндогенные факторы развития. В данном параграфе подробно рассмотрены примеры эволюции региональной политики Испании (унитарного государства) и Германии (федеративного государства). Пример Германии особенно показателен в связи с воссоединением земель и возникшей проблемой глубоких межрегиональных диспропорций. Сложности ее решения лишний раз убеждают в отсутствии готовых и универсальных рецептов для региональной политики. Несмотря на огромные финансовые вливания и меры стимулирования, полностью устранить диспропорции так и не удалось. В ряде случаев меры региональной политики, принимаемые в отношении восточных земель, способствовали появлению новых проблем.

По форме государственного устройства, применяемым политическим, правовым, финансово-экономическим механизмам взаимодействия между центральной властью и административно-территориальными единицами все государства современного мира делятся на унитарные и федеративные[1]. Абсолютное большинство государств мира являются унитарными. Федеративная форма государственного устройства существует только в 27 странах (по состоянию на начало 2014 г.). К числу федеративных относится целый ряд стран, занимающих лидирующие позиции в современном мире и играющих важную роль в мировой экономике и международных политических отношениях: Австралия, Бразилия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, ФРГ, Швейцария.

Между унитарными и федеративными государствами существуют принципиальные отличия, определяющие различные подходы к формированию и реализации государственной региональной политики. В унитарных странах, представляющих собой единое государственное образование, существует одна конституция, единая правовая база и система органов государственной власти. Унитарные государства, как правило, состоят из административно-территориальных единиц (регионов, районов, провинций, городов и т.п.). В некоторых небольших унитарных странах такое деление отсутствует. По преобладающим формам реализации государственной региональной политики унитарные государства можно разделить на централизованные, децентрализованные и сочетающие отдельные элементы централизации и децентрализации. В унитарных государствах с высокой степенью централизации административно-территориальные единицы ограничены в своей самостоятельности и полностью зависят от решений, принимаемых центральными органами власти. В унитарных государствах, отличающихся высокой степенью децентрализации, одно или несколько административно-территориальных образований имеют статус автономий.

Федеративная модель обеспечивает реализацию принципа единства геополитического, правового и экономического пространства государства, состоящего из государственных образований – субъектов федерации, которые обладают определенной степенью суверенитета, конституционно ограниченного пределами их государственно-властных полномочий. Федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее не менее чем из двух субъектов (республик, штатов, округов, кантонов и т.п.). Субъекты федерации имеют собственные конституции, правовые базы (не противоречащие федеральному законодательству), собственность, бюджеты, но делегируют часть своего суверенитета федеральному центру. Как правило, это вопросы обороны, денежного обращения, внешнеэкономического регулирования и пр. Целый ряд вопросов может относиться к совместному ведению центра и субъектов федерации.

Государственная региональная политика как в унитарных, так и в федеративных государствах решает задачи обеспечения единого правового и экономического пространства, территориальной целостности страны, устранения диспропорций и выравнивания уровней развития регионов, предотвращения межрегиональных и межнациональных противоречий, достижения баланса в отношениях между центральными, региональными и местными властями. В федеративных и унитарных государствах могут действовать одни и те же тенденции: децентрализация или централизация, сепаратизм и обострение межнациональных отношений или территориальная и национальная сплоченность.

Помимо типа государственного устройства, большое влияние на формирование государственной региональной политики оказывают исторические, национальные, культурные традиции конкретной страны. Поэтому такая политика может иметь существенные различия как между несколькими унитарными государствами, с одной стороны, так и некоторыми федеративными государствами – с другой.

Например, с проблемами обострения межнациональных отношений и сепаратизма в схожей степени в разные периоды сталкивались и федеративные государства (Бельгия, Индия, Канада, Россия и др.), и унитарные (Великобритания, Испания, Китай и др.).