Редактирование смысловой структуры текста
ОГЛАВЛЕНИЕ текста – это полностью сфера ответственности автора. Даже если редактору кажется, что он мог бы написать на ту же тему гораздо более интересную статью, он это делать не вправе (в роли редактора); и основные положения статьи, и доказательства, и примеры – все должно быть подобрано автором. Однако не всегда автор находит для всех необходимых компонентов текста надлежащее место. В результате читатель не видит логической связи между фрагментами текста, не вполне понимает замысел автора, не может обнаружить, чем автор доказывает свои утверждения. Вот тут и требуется вмешательство редактора, которое обычно называется обеспечением логики изложения.
Главная ошибка, с которой сталкивается редактор, – нежелание (или неумение) автора построить свой текст таким образом, чтобы читатель мог следовать за авторской мыслью. Нередко автор непоследователен, перескакивает с одного на другое. Такая ситуация часто встречается, если автор не является профессиональным журналистом, например, если глава фирмы или активист общественной организации хочет сам написать текст. В подобном случае редактор должен выявить намерения автора и расположить фрагменты текста в том порядке, который соответствует логике изложения.
Нередко автор имеет в ввиду определенную цепь аргументации, однако не считает нужным продемонстрировать смысловую связь между фрагментами, соответствующую движению его мысли. Здесь от редактора потребуется расставить средства выражения причинно-следственной связи (союзы потому что, так как, предлоги благодаря, из-за, частицы ведь, же, полнозначные слова следует, вытекает, причина и т.п.). Такое же восполнение лакун желательно и в том случае, когда какой-то фрагмент текста является иллюстрацией к сказанному ранее; тут достаточно слов например, возьмем, скажем и т.п.
Подробно средства оформления связности изложения изучаются в гл. 4.
Рекомендация редактору
Общий итог редакторской работы над смысловой структурой текста должен быть таким: автор считает, что именно это он и хотел сказать, а читатель понимает логику изложения.
Композиционный анализ текста
С вопросами логической связности предложений сопряжен и композиционный анализ текста. Любой текст – и публицистический, и научный, и информационный – имеет некоторые основные составляющие. В начале текста требуется введение читателя в курс дела, в конце необходим сигнал о том, что изложение завершено. Внутри подразделы текста выстраиваются в соответствии с логикой доказательства основного положения автора. Указанные требования связаны с психологией восприятия словесного сообщения, которое организовано линейно (в отличие от изображения, которое может восприниматься одновременно, отдельными фрагментами). Читатель имеет представление о такой организации текста; он ждет, что его введут в курс дела, изложат основные тезисы, приведут доказательства и покажут, что изложение материала завершено.
Редактор обязан провести композиционный анализ предложенного материала и определить, имеются ли в нем все части, необходимые для правильного понимания текста. Если нет достаточно обстоятельного введения в курс дела или концовка не выглядит убедительной, редактор должен обратить внимание автора на эти недочеты. Редактору нужно также отмстить случаи, когда в тексте отсутствует внятное изложение основных положений, не приводятся доказательства и т.п. Однако писать за автора редактор не должен. Максимум, на что он имеет право, – предложить автору варианты, приемлемые в данном тексте.
Особенности композиции текста и способы оформления его фрагментов изучаются в гл. 4.
Рекомендация автору и редактору
В результате композиционного анализа и работы над композицией текст должен выглядеть понятным, логичным и законченным.