Редактирование как профессиональная деятельность
Люди, пишущие или говорящие публично, постоянно сталкиваются с редактором – человеком, который исправляет их тексты, планы выступлений, записи для радио или телевидения и т.п. Нам редко нравится, когда наш текст исправляют: мы хотели выразить свою точку зрения, подбирали слова, и вдруг эти слова заменяются на другие, а то и вовсе выбрасываются. Тем не менее труд редактора необходим.
Процесс общения (коммуникации) предлагает передачу информации от автора (адресанта) к читателям или слушателям (адресатам). При этом используются средства коммуникации: язык, в нашем случае – русский, а также жесты, иллюстрации к тексту, видеоряд – то, что называют невербальной коммуникацией. Наибольшая нагрузка падает на речевое (вербальное) общение. Все пишущие прекрасно знают, сколь непросто бывает выстроить последовательное сообщение из правильно подобранных и в нужном порядке расставленных слов, когда в голове роятся образы и перебивающие друг друга мысли. Причем все это надо не просто правильно записать, нужно еще добиться, чтобы читатель вас правильно понял.
Читатель (и слушатель, но мы будем больше внимания уделять письменной речи) должен: воспринять текст, понять, в каком значении употреблены слона, как слова складываются в предложения, какую роль играет контекст (сказанное раньше), какие выводы можно сделать из сказанного, что имел в виду автор и зачем он это сказал (написал). Серьезная работа, которую реально делаем все мы. Недаром говорят, что не только авторы, но и читатели бывают хорошими или плохими.
Даже первый этан – восприятие текста – может быть разным. Надпись на плакате, печатная страница или экран дисплея воспринимаются поначалу одним взглядом, улавливающим выделенные места (заголовки, подписи под изображениями). Далее, если есть время и желание, по тексту можно пробежаться, т.е. постараться, быстро перемещая взгляд, уловить темы сообщений в заголовках, в коротких вводных перед началом статей, во врезках. На дисплее обращают на себя внимание гиперссылки. Замечаются начала и концы абзацев, знакомые или интересные слова, имена и т.п. Это беглый просмотр.
Если по результатам беглого просмотра читатель решил познакомиться с текстом подробнее, он переходит к последовательному чтению, уточнению значения слов, к выводам и заключениям. Иногда это тоже весьма непростая задача. Каждый, наверное, сталкивался со случаем, когда все прочитано, по так и осталось непонятно, что же имел в виду автор. Это означает, что автор выбрал далеко не лучшие средства для выражения своей мысли. Тут на помощь приходит редактор – человек, который помогает выразить авторский замысел наиболее понятно и точно. Безусловно, редактор должен учитывать прежде всего формат текста: предполагает он беглый просмотр (например, анонсирование различных мероприятий) или углубленное чтение (например, имиджевая статья).
Впрочем, людям, профессионально работающим с текстом, например журналистам, специалистам по пиару, рекламистам- копирайтерам, необходимо уметь грамотно составить и самостоятельно отредактировать текст еще до подключения к работе редактора. Как уже отмечалось, это непросто: автор помнит, что он имел в виду, и нс замечает, что сказанное может иметь иной смысл, быть трудным для восприятия.
Рекомендация автору
Обязательно просматривайте любой написанный вами текст (даже запись в блоге или комментарии), чтобы избежать ошибок, двусмысленностей, неграмотных выражений. Если позволяют условия, лучше это делать спустя минимум два часа после составления текста: так вы получите возможность посмотреть на текст как бы со стороны, т.е. стать редактором самому себе. Тогда исправить неясности и ошибки станет легче.