РАЗВИТИЕ ВО ВЗРОСЛЫХ ВОЗРАСТАХ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

особенности развития в зрелых возрастах;

– роль кризиса в развитии взрослых;

– влияние родительского программирования на развитие взрослых;

уметь

определять качество развития взрослых;

– выявлять признаки прохождения человеком возрастного кризиса;

– определять во взрослом человеке родительские программы;

владеть

способами применения полученных знаний в практической работе со взрослыми;

– навыками анализа закономерностей развития в зрелых возрастах.

Особенности развития в зрелых возрастах

Большинство теорий развития посвящено периоду детства и отрочества, поэтому чаще всего учебники по психологии развития заканчиваются описанием подросткового периода. Создается впечатление, что либо развитие в этом возрасте заканчивается, либо невозможно выявить общие закономерности развития взрослых. По-видимому, такая ситуация объясняется большей сложностью развития взрослых: по сравнению с развитием в детстве оно приобретает новый характер, не связывается напрямую с физическим созреванием, приобретением новых когнитивных навыков и в значительной степени определяется внутренней субъектной позицией человека. Более того, в некоторые возрастные периоды развитие осуществляется на фоне физической инволюции: есть мнение, что отдельные функции подвержены ей уже после 40 лет. Кроме того, при описании развития взрослых необходимо учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т.е. несовпадение темпов развития у одного человека, различных процессов (биологических, социальных, познавательных), а также несовпадение темпов развития у разных людей.

Современные исследования доказывают, что психическое развитие, помимо дискретности и скачкообразности, осуществляется также непрерывно-поступательно, а точнее, в диалектическом единстве указанных процессов. Важно отметить, что развитие представляет собой сумму как позитивных, так и негативных изменений, в связи с чем встает вопрос о критериях развития. Представляется, что в качестве главных критериев развития в зрелом возрасте можно выбрать интегральную удовлетворенность человеком своей жизнью и его жизнестойкость.

В отличие от эпизодической удовлетворенности, которая привязывается к отдельным жизненным событиям, интегральная удовлетворенность представляет собой оценивание и переживание индивидом собственной жизни в целом как позитивной. По мнению Татьяны Терры, исследовавшей удовлетворенность жизнью взрослых мужчин[1], интегральную удовлетворенность можно рассматривать как интегративный личностный показатель, взаимосвязанный с положительным самоотношением. В течение жизни данный феномен в структуре личности претерпевает изменения в частных аспектах, отражающих ведущие типы жизнедеятельности для того или иного возраста. Представляется, что результаты этого исследования можно распространить и на женщин.

Жизнестойкость обычно рассматривается как характеристика личности, позволяющая эффективно преодолевать жизненные ситуации. Она включает в себя три основных компонента:

1) тенденция в трудных ситуациях искать поддержки и помощи у близких и уверенность в том, что они помогут;

2) поиск собственных путей влияния на результаты трудной ситуации в противовес уходу в состояние беспомощности;

3) понимание трудных ситуаций в аспекте своего личностного развития.

Для любого индивида важно иметь высокое качество жизни и уметь преодолевать трудности, без которых человеческая жизнь невозможна. В связи с этим те изменения и новообразования, которые повышают удовлетворенность человека жизнью и его жизнестойкость, можно считать позитивными, а другие, напротив, – негативными. Понятно, что такое разделение весьма условно, но для выделения закономерностей развития взрослых достаточно удобно.

Помимо знака развития необходимо подумать над тем, насколько оно является осознанным, т.е. насколько сам человек отслеживает происходящие с ним изменения. Функционирование нашей психики осуществляется через взаимодействие правого и левого полушарий, регулирующих логику и интуицию. Поэтому, представляется, что и в процессе развития необходимо стараться повышать как осознанность, так и опору на интуицию, ни в коем случае не абсолютизируя какую-либо из сторон.

Когда развитие осуществляется осознанно, необходимо учитывать возможность наличия такого явления, как перфекционизм с адаптивным или дезадаптивным эффектом. Как отмечает Галина Иванченко, адаптивный вариант перфекционизма предполагает стремление человека к высоким, но достижимым целям, удовлетворенность собой. Дезадаптивный вариант включает нереалистично высокие цели, страх ошибок и мотивацию избегания неудач, сомнение в собственной ценности[2].