Развитие представлений о патопсихологии в послереволюционный период

Важную роль в становлении патопсихологии как определенной области знаний сыграли идеи Л. С. Выготского о предметной деятельности, которые в дальнейшем были развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками:

A. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем и др.

Л. С. Выготский высказал тезисы о том, что:

o мозг человека располагает иными принципами организации, нежели мозг животного;

o развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества;

o поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития.

Эти идеи во многом определили путь патопсихологических и нейропсихологических исследований. Сам Л. С. Выготский своими экспериментальными исследованиями положил начало изучению распада мышления.

Интенсивные экспериментально-психологические исследования проводились в Ленинградском институте мозга им. В. М. Бехтерева на протяжении нескольких десятилетий под руководством В. Н. Мясищева. Следуя традиции

B. М. Бехтерева, В. Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрические клиники. Были разработаны методики объективной регистрации эмоциональных компонентов психической деятельности человека; в качестве объективного показателя использовались электрокожная характеристика человека (ЭКХ), регистрируемая с помощью гальванометра.

Ряд работ, выполненных в отделе психологии Ленинградского института мозга, был посвящен анализу строения трудовой деятельности больных, изучению влияния отношения больных к труду на их трудоспособность. На основании этих исследований В. Н. Мясищев выдвинул тезис о том, что нарушение работоспособности следует рассматривать как основное проявление душевной болезни человека и что показатель работоспособности служит одним из критериев психического состояния больного. Работы ленинградской школы патопсихологов до сих пор не утратили своего актуального значения - как по содержанию, так и по экспериментальным методикам.

В эти же годы был проведен ряд крупных исследований в психологической лаборатории Центрального научно исследовательского института экспертизы трудоспособности, созданного впервые в мире в СССР. Из этой лаборатории вышли работы, посвященные особенностям интеллектуальной деятельности больных, перенесших травмы головного мозга, характеристике психической деятельности и трудоспособности больных эпилепсией и шизофренией. Значение этого цикла работ выходит за пределы узко экспериментального применения. Анализируя нарушения трудоспособности, сотрудники ЦИЭТИНа уделяли достаточно внимания исследованию разных форм психической активности.

В годы Великой Отечественной войны патопсихологи включились в восстановительную работу в нейрохирургическом госпитале. Предметом патопсихологических исследований становятся нарушения психической деятельности и их восстановление.

Данные С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурии о структуре нарушений чтения, письма, мышления у больных с сосудистой патологией, болезнью Альцгеймера, последствиями травмы головного мозга позволили обосновать следующую точку зрения: психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторять закономерности развития. Даже в тех случаях, когда болезнь поражает наиболее молодые, специфически человеческие отделы мозга, психика больного человека не приобретает структуры психики ребенка на ранней ступени его развития. Тот факт, что больной не может думать и рассуждать на высоком уровне, указывает на утрату сложных форм поведения и познания, но не означает возврата к этапу детства. То есть распад психики не является негативом ее развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада (Б. В. Зейгарник).

Важнейшие идеи Л. С. Выготского были развиты в трудах А. Н. Леонтьева, который особо тщательно занимался разработкой проблемы деятельности. Он сформулировал следующий основной принцип: внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Таким образом, изучая практическую деятельность, мы узнаем закономерности психической деятельности. Данное положение сыграло огромную роль в разработке методологии патопсихологии. Б. В. Зейгарник неоднократно указывала, что понять закономерности нарушений психической деятельности можно лишь изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психической деятельности - управляя организацией практической деятельности.

Деятельность представляет собой форму активности, направленную либо на преобразование окружающего мира (практическая деятельность), либо на формирование его субъективного образа (психическая деятельность). Эта активность побуждается потребностью, которая не осознается, не переживается субъектом как таковая, а представлена ему как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с предметом, способным се удовлетворить. С этого момента потребность становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Следует подчеркнуть, что для человека характерно многообразие потребностей, среди которых большое место занимают духовные, социальные. Уже в дошкольном возрасте устанавливается иерархия мотивов, возникает возможность действовать в соответствии с социальными мотивами.

С появлением мотива начинает осуществляться деятельность. А. Н. Леонтьев рассматривает ее как совокупность действий, которые вызываются мотивом. Действие - это процесс, направленный на достижение цели. Цель же представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности. Действие - главная структурная единица деятельности. Оно осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией (операцией).

Такую структуру имеет и внешняя, и внутренняя деятельность, но форма выполнения действий различна: в практической деятельности участвуют реальные предметы, а в психической - образы предметов.

Еще одной теорией, сыгравшей важную роль в развитии патопсихологии, является теория отношений В. Н. Мясищева, согласно которой личность человека - это система сто взаимоотношений с окружающим миром. Эти сложнейшие отношения выражаются в его психической деятельности. Отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений, а нарушения в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни. Именно через такие противоречивые отношения В. Н. Мясищев рассматривал неврозы.

На дальнейшее развитие патопсихологии большое влияние оказали идеи Л. С. Выготского о прижизненном формировании психики ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта в процессе общения, обучения и воспитания, а также теория динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга, сформулированная А. Р. Лурией, теория деятельности А. Н. Леонтьева и теория отношений В. Н. Мясищева.