Развитие права
Данный период характеризуется отсутствием кардинальных изменений в советском праве. Конечно, оно не стоит на месте, за два десятилетия накопился большой массив законодательных актов, вносивших те или иные изменения в различные отрасли. Однако стабильность общественного строя определяет и стабильность правовой системы.
Вместе с тем если говорить об основных тенденциях развития законодательства, то оно характеризуется стремлением к улучшению благосостояния народа, улучшению условий труда и быта, укреплению законности и правопорядка.
Очевидным событием в развитии права является, конечно, грандиозная кодификация законодательства, начатая еще в предыдущий период, а теперь достигшая своего апогея. Ее объективной базой становится именно стабильность общества и правовой системы. Новые кодексы и иные кодификационные акты не столько меняют правовые институты, сколько закрепляют уже сложившиеся, обобщают их. Этим, между прочим, кодификация 1960-1970-х гг. существенно отличается от той, что проводилась в первое десятилетие Советской власти.
В 60-х - начале 80-х гг. складывается трехступенчатая система законодательства: кодексы, основы законодательства по разным отраслям, наконец, Свод законов Союза ССР.
Вместе с тем следует отметить развитие системы права. В ней происходит определенная перегруппировка, вызванная существенными преобразованиями в природе и обществе. Так, потребности разумного использования природных ресурсов - земли, воды, воздуха приводят к необходимости более четкого регулирования охраны окружающей среды и разумного использования ее. Соответственно складывается комплексная отрасль, которую называют природоресурсным правом.
Уже в предшествующий период намечается тенденция к все большему сближению правового положения колхозов и совхозов. Отличия между ними заметно уменьшаются. Это порождает вполне естественную идею объединения норм, регулирующих жизнь и деятельность обоих видов сельскохозяйственных предприятий, в единую отрасль - сельскохозяйственное право.
Вместе с тем можно отметить некоторую тенденцию к дифференциации законодательства. Такая сложная отрасль права, как гражданское, и раньше делилась на несколько подотраслей. Однако раньше не все из них были оформлены в кодексы или иные обобщающие акты, дело ограничивалось порой ведомственным подзаконным правотворчеством. Теперь правовое регулирование их не только поднимается до уровня закона, но и даже оформляется в кодексы. Так обстоит дело, например, с жилищным правом.
Конституционное право
В этой отрасли происходит большое событие - принимается новая Конституция Союза ССР и соответствующие ей основные законы союзных и автономных республик, т.е. третья и последняя Конституция Союза.
Вопрос о ней возник еще в предыдущий период. Следует сказать, что объективной потребности в ее создании не было. Общественный строй у нас оставался в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея о том, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний Основной Закон отвечал эпохе победы социализма в основном, созданию основ социализма, а теперь требуется конституция зрелого социализма. Довольно отчетливо просматривался и субъективный фактор: Н.С. Хрущеву явно хотелось заменить сталинскую конституцию хрущевской.
Так или иначе, но уже в конце предшествующего периода возникла идея создания новой Конституции, оформленная юридически. Была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым. Развернулась практическая работа по созданию Основного Закона, в результате чего было подготовлено два варианта проекта'. Один предполагал принципиально новый текст, другой - лишь видимость изменений.
После освобождения Хрущева от всех партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Дело ограничилось лишь тем, что председателем комиссии был назначен первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Он, очевидно, не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла на добрых 12 лет. В 1977 г., однако, в силу не очень понятны/ причин она резко активизировалась и была быстро доведена до конца. Это сделать было не трудно, поскольку базой ее послужил один из проектов, разработанных при Н.С. Хрущеве. Причем использовали именно консервативный вариант.
Быстро доработанный текст, пройдя определенные официальные инстанции, был поставлен на всенародное обсуждение, которое прошло очень активно и даже бурно, в результате чего в документ были внесены некоторые и существенные изменения, например уже упоминавшееся положение о суверенитете союзных республик.
7 октября 1977 г. Основной Закон был принят Верховным Советом СССР, в силу чего и праздник - День Конституции - перенесли на это число.
Конституция была, скорее, плодом кодификации, чем нового творчества. Она, конечно, отразила те изменения в общественном и государственном строе, которые накопились за предшествующее сорокалетие, однако поскольку эти изменения не были коренными, то и Конституция не имела принципиальных отличий от предшествующей. Это не означает, конечно, что в ней вообще не было ничего нового, но все новинки касались лишь частных вопросов. Безусловно, такие частности были полезными и заслуживали одобрения, но ничего не меняли в основных положениях общественного строя, форме государственного единства, государственном механизме и проч.
Можно отметить даже определенное ухудшение текста в сравнении с Конституцией 1936 г. Новый Основной Закон стал более торжественным, многословным, порой витиеватым. Прежняя лаконичность и четкость, ясность и доступность для каждого гражданина пострадали.
Как и в 30-х гг., принятие Конституции Союза повлекло за собой, и создание новых основных законов союзных и автономных республик, причем работа над ними началась еще до принятия Верховным Советом СССР Конституции Союза. Например, над проектом Основного Закона РСФСР начали трудиться уже летом 1977 г. Были созданы рабочие группы, которые готовили проекты конкретных разделов Конституции. За основу был взят текст проекта Основного Закона Союза, хотя он еще не стал законом. При этом всякое вольнодумство пресекалось. Так, при разработке преамбулы Конституции РСФСР авторы попытались как-то индивидуализировать ее, имея в виду особенности Российской Федерации. Однако такие вольности допущены не были, и преамбула российской Конституции почти точно скопировала соответствующую часть Конституции Союза.
Конституционное законодательство, существовавшее до октября 1977 г., естественно, было обобщено в новой Конституции. После ее принятия сколько-нибудь существенных конституционных законов уже не создавалось.