Развитие и эволюция логистических организаций в США
Исследования процесса развития и эволюции логистических организаций в США и России показывают, что менеджеры- логисты стремятся орагнизовать проектирование логистических структур с помощью агрегирования функций. На рис. 5.2 представлены четыре стадии развития логистических организационных структур предприятий России, а на рис. 5.3 – пять стадий развития организационных структур в США.
Рис. 5.2. Стадии развития логистических оргструктур предприятий России
Рис. 5.3. Цикл развития логистической организации в США [1]
Рассмотрим развитие организационных структур в США более подробно. Как показывают исследования, большинство логистических организаций прошли через всю гамму стадий развития. Используя материалы из учебника Д. Д. Бауэрсонса, подробно охарактеризуем специфические особенности каждой из пяти стадий развития логистических организаций в США.
Рисунок 5.4 иллюстрирует традиционную организационную структуру с функциями, которые относятся к логистике и непосредственно связаны с выполнением логистических операций. В США такие структуры функционировали до 1950-х гг.
Эта фрагментарность часто означала отсутствие перекрестной координации разных логистических операций, что приводило к дублированию действий и излишним затратам. Кроме того, распределение обязанностей и ответственности, как правило, оставалось нечетким. Поэтому руководители логистических организаций принялись реорганизовывать и объединять логистические функции в единую управленческую группу. Первые попытки группирования логистических функций были предприняты в конце 1950 – начале 1960-х гг.
Рис. 5.4. Традиционная организация функций, относящихся к логистике [1]
Первая стадия эволюции показана на рис. 5.5. На этой стадии организационные изменения привели главным образом к группированию функций в пределах традиционных сфер маркетинга и производства. В сфере маркетинга появился блок, который предназначен для обслуживания потребителей, – физическое распределение. В сфере производства появились функции, связанные со снабжением материальных ресурсов и комплектующих (управление поставками материалов).
Недостатком первой стадии организации является отсутствие концентрации прямой ответственности за управление запасами.
Вторая стадия эволюции (рис. 5.6) пришлась на конец 1960-х и начало 1970-х гг. Эта стадия характеризуется выделением логистики как самостоятельной службы. Этим подразделением логистики явилось физическое распределение. В него вошли функции маркетинга, производства и финансов. Кроме того, произошла реорганизация подразделений маркетинга, финансов и производства.
Рис. 5.5. Организация логистики: стадия 1 [1]
Третья стадия появилась в 1980-х гг. и связана с началом возрождения логистики, объединением всех логистических функций и операций под единым руководством. Стадия 3 представлена на рис. 5.7. Отличительной особенностью этой стадии является тенденция к группированию многих логистических функций в единый блок с общим руководством и ответственностью. Цель состоит в стратегическом управлении всеми товарно-материальными потоками и запасами ради максимизации прибыли логистического предприятия.
Отметим некоторые аспекты организационной стадии 3, которые заслуживают особого внимания:
1) каждая функциональная область логистики (закупки, материально-техническое обеспечение производства, физическое распределение) структурирована как отдельная операционная линия, или отдельный бизнес-процесс;
2) пять функций, относящихся к логистической поддержке, распределены между пятью оперативными службами. Их целевая ориентация связана с обеспечением механизма интеграции всех логистических операций;
Рис. 5.6. Организация логистики: стадия 2 [1]
Рис. 5.7. Организация логистики: стадия 3 [1]
3) в планировании логистических ресурсов задействован весь потенциал управленческой информации по планированию и координации операций.
Наконец, на стадии 3 сводное планирование и контроль осуществляются на высшем уровне организацией.
Четвертая стадия. Независимо от агрегирования функций практика показала, что организации стремятся максимально сосредоточить свои усилия на управлении, ориентированном на процесс. Модель перехода организации от вертикальной организационной структуры к горизонтальной представлена на рис. 5.8, модель горизонтальной корпорации – на рис. 5.9.
Пятая стадия – это интеграция информационных процессов, замена административной системы на электронную.
Рис. 5.8. Переход от вертикальной организационной структуры к горизонтальной [1]
Рис. 5.9. Горизонтальная корпорация: сквозное управление во всех направлениях, а не только сверху вниз [1]