Разработка системы бюджетов
Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ бюджетов предприятия зависят от потребностей самой организации, особенностей ее деятельности, масштабов и организации процесса бюджетирования.
Разработка системы бюджетов в компании может включать в себя следующие основные этапы (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Основные типовые этапы разработки системы бюджетов и результаты работ но ним
Этап работ |
Документы |
Результаты |
1. Разработка финансовой структуры компании |
Положение о структуре центров финансовой ответственности |
Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение но уровням |
2. Формирование системы показателей |
Методика формирования показателей деятельности |
Система показателей деятельности центров финансовой ответственности |
3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании (мастер-бюджет) |
Схема бюджетирования |
Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования. Определение взаимосвязи между бюджетами |
4. Разработка системы бюджетных форм мастер- бюджета |
Положение о системе бюджетирования. Комплект бюджетных форм |
Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы. Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей |
5. Разработка методики заполнения бюджетных форм мастер-бюджета |
Методика |
Определение первичной документации, из которой необходимо брать данные для составления бюджетов. Определение регламента формирования бюджетов. Определение взаимосвязи показателей в бюджетах |
6. Разработка бюджетов центров финансовой ответственности |
Комплект бюджетных форм |
Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы |
7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой ответственности |
Схема консолидации |
Схемы консолидации для определенной организационной структуры. Определение видов сводных бюджетов |
8. Разработка регламентов взаимодействия |
Регламент. Ограничение доступа |
Разработка регламента документооборота и доступа к конкретной информации |
9. Разработка форм бюджетного контроля |
Приказ |
Определение форм контроля за составлением бюджетов. Сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений |
10. Интеграция с существующей системой планирования |
Инструкции по рабочим местам |
Этот процесс стандартизирован с помощью бюджетных форм, руководящих документов и процедур, которые должны включать следующие аспекты:
• описание системы бюджетов;
• состав и регламент работы финансово-экономического (бюджетного) комитета;
• перечень прав и обязанностей членов бюджетного комитета;
• перечень плановых документов и форматы их заполнения (бюджетов подразделений, функциональных бюджетов и т.п.);
• регламент подготовки и представления плановых, откорректированных и отчетных форм;
• ответственных за подготовку и выполнение бюджетов;
• принципы и регламент текущей корректировки показателей;
• другую информацию, касающуюся функционирования системы бюджетирования предприятия.
Порядок разработки нормативных документов бюджетирования, их перечень и состав приведены в Приложениях 1 и 2 к учебнику.
Кроме того, в каждой компании должен быть четко определен полный набор бюджетов, используемых руководителями центров ответственности, а также различными специалистами компании.
Эти бюджеты должны представлять из себя систему, которая содержала бы полную информацию о финансово-экономических показателях каждого объекта бюджетирования. На рис. 5.10 показан пример системы бюджетов компании.
Рис. 5.10. Пример системы бюджетов компании