Разработка системы бюджетов

Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ бюджетов предприятия зависят от потребностей самой организации, особенностей ее деятельности, масштабов и организации процесса бюджетирования.

Разработка системы бюджетов в компании может включать в себя следующие основные этапы (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Основные типовые этапы разработки системы бюджетов и результаты работ но ним

Этап работ

Документы

Результаты

1. Разработка финансовой структуры компании

Положение о структуре центров финансовой ответственности

Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение но уровням

2. Формирование системы показателей

Методика формирования показателей деятельности

Система показателей деятельности центров финансовой ответственности

3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании (мастер-бюджет)

Схема бюджетирования

Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования.

Определение взаимосвязи между бюджетами

4. Разработка системы бюджетных форм мастер- бюджета

Положение о системе бюджетирования. Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы. Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей

5. Разработка методики заполнения бюджетных форм мастер-бюджета

Методика

Определение первичной документации, из которой необходимо брать данные для составления бюджетов.

Определение регламента формирования бюджетов. Определение взаимосвязи показателей в бюджетах

6. Разработка бюджетов центров финансовой ответственности

Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы

7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой ответственности

Схема консолидации

Схемы консолидации для определенной организационной структуры.

Определение видов сводных бюджетов

8. Разработка регламентов взаимодействия

Регламент. Ограничение доступа

Разработка регламента документооборота и доступа к конкретной информации

9. Разработка форм бюджетного контроля

Приказ

Определение форм контроля за составлением бюджетов.

Сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений

10. Интеграция с существующей системой планирования

Инструкции по рабочим местам

Этот процесс стандартизирован с помощью бюджетных форм, руководящих документов и процедур, которые должны включать следующие аспекты:

• описание системы бюджетов;

• состав и регламент работы финансово-экономического (бюджетного) комитета;

• перечень прав и обязанностей членов бюджетного комитета;

• перечень плановых документов и форматы их заполнения (бюджетов подразделений, функциональных бюджетов и т.п.);

• регламент подготовки и представления плановых, откорректированных и отчетных форм;

• ответственных за подготовку и выполнение бюджетов;

• принципы и регламент текущей корректировки показателей;

• другую информацию, касающуюся функционирования системы бюджетирования предприятия.

Порядок разработки нормативных документов бюджетирования, их перечень и состав приведены в Приложениях 1 и 2 к учебнику.

Кроме того, в каждой компании должен быть четко определен полный набор бюджетов, используемых руководителями центров ответственности, а также различными специалистами компании.

Эти бюджеты должны представлять из себя систему, которая содержала бы полную информацию о финансово-экономических показателях каждого объекта бюджетирования. На рис. 5.10 показан пример системы бюджетов компании.

Рис. 5.10. Пример системы бюджетов компании