Разработка эффективных механизмов разрешения конфликтов

Эффективные механизмы разрешения конфликтов могут значительно укрепить любые взаимоотношения в цепи поставок. При любых взаимоотношениях возникновение противоречий оговаривается соглашениями. Неудовлетворительное разрешение конфликтов приводит к ухудшению сотрудничества, тогда как удовлетворительное разрешение укрепляет сотрудничество контрагентов цепи.

Первоначальная официальная детализация правил, норм финансовых процедур и технологических трансакций способствует достижению доверия между партнерами цепи поставок, распространению информации среди них. Распределение информации со временем помогает развивать взаимоотношения от доверия, основанного на сдерживании, к доверию, основанному на процессе взаимодействия. Когда доверие строится на основе процесса взаимодействия, оно помогает разрешению противоречия.

Эффективно управляемые взаимоотношения в цепи поставок благоприятствуют сотрудничеству и доверию, таким образом, увеличивая координацию в цепи поставок. И наоборот, взаимоотношения, управляемые неудачно, приводят к тому, что контрагенты ведут себя вопреки договоренностям, имея в результате потерю общей прибыли цепи поставок.

Партнерство в цепи поставок сталкивается с трудностями, если ощущаемая выгода от сотрудничества уменьшается или кто-то действует в противоречии с имеющимися соглашениями. Проблемы возникают при слабом обмене информацией между участниками, и взаимные выгоды сотрудничества регулярно не пересматриваются. При управлении взаимоотношениями цепи поставок менеджерам следует фокусироваться на следующих факторах, чтобы улучшить шансы на успех для сотрудничества в цепи поставок.

1. Наличие гибкости, доверия и обязательств контрагентов помогает сотрудничеству в цепи поставок достигнуть цели. В особенности обязательства топ-менеджмента с обеих сторон являются решающими для достижения успеха. SC-менеджер, несущий прямую ответственность за сотрудничество, может также содействовать развитию взаимоотношений путем точного установления значения партнерства для каждого участника в сравнении с его собственными ожиданиями.

2. Хорошие организационные УЦП-структуры, особенно для распределения информации и разрешения конфликта, повышают шансы на достижение успеха. Недостаток информационного обмена и неспособность разрешать конфликты являются двумя главными факторами, которые ведут к разрушению партнерства в цепи поставок.

3. Механизмы, с помощью которых осуществляются операции каждого контрагента, и механизмы достижения видимых результатов помогают устранять конфликты и разрешать спорные вопросы. Такие механизмы затрудняют для каждого контрагента возможность действовать вопреки соглашениям и помогают определить дефектные процессы, повышая значение сотрудничества в цепи поставок.

4. Чем более справедливо более сильный контрагент относится к более слабому партнеру, тем сильнее стремится тот к сотрудничеству в цепи поставок.

Проблема справедливости является чрезвычайно важной в контексте УЦП, так как большинство взаимоотношений будет затрагивать контрагентов с неравной силой. Часто возникают непредвиденные ситуации, которые приносят вред одному из участников больше, чем другому. Наиболее сильный контрагент часто имеет больший контроль над тем, как осуществляется разрешение проблемы. Справедливость разрешения проблемы оказывает влияние на крепость взаимоотношений в будущем.

Справедливость предполагает, что выгоды и издержки взаимоотношений должны распределяться между обоими партнерами так, чтобы оба оказывались в выигрыше. Взаимоотношения на основе силы максимизировали бы все выгоды для одной стороны. Долгосрочное сотрудничество в цепи поставок в этом случае сохранить невозможно. Для того чтобы развивать тесное сотрудничество в цепи поставок, более сильный партнер должен выполнить свои обязательства в отношении прибыльности своих партнеров.

Процедуры и правила регулируют взаимодействие между участниками взаимоотношений в цепи поставок. Поэтому важно, что более слабый партнер осознает справедливость процедур и правил более сильного партнера при общении его с другими участниками. Более сильный партнер осуществляет контроль правил и процедур, и он не должен оказывать влияние таким способом, который нарушает договоренности и не приносит пользы всей цепи поставок. Законные процедуры должны поддерживать двусторонний обмен информацией между контрагентами. Процедуры должны быть непредвзятыми и предоставлять более слабому партнеру возможность обращаться к решениям более сильного. И наконец, более сильному участнику следует быть готовым объяснить все его решения.

Как обсуждалось выше, SC-менеджеры могут построить доверие и сотрудничество во взаимоотношениях в цепи поставок путем создания взаимоотношений и управления ими таким способом, который является взаимовыгодным и справедливым. Существование доверия и сотрудничества способствует координации в цепи поставок, увеличивая прибыль для всех связанных звеньев.