Размещение отделов и секций
Необходимо рационально использовать торговую площадь, найти для каждого отдела наиболее удачное место. Важно правильно определить последовательность размещения отделов (рис. 5.12).
Большие зоны товара (секторы) должны быть распределены по направлению движения клиентов. Необходимо распределить отделы, порядок их размещения при соблюдении определенного направления движения.
Прежде всего нужно осуществить меры, благодаря которым покупатели будут двигаться по магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Полезно при входе в магазин вешать схему, чтобы покупатели выбирали для себя конкретный маршрут. Иногда делается такая планировка, при которой покупатели сначала проходят через секции недорогих импульсивных товаров, а затем попадают в отдел основных и более дорогих товаров.
Рис. 5.12. Последовательность отделов
Если покупатель с детьми, то вряд ли он сможет пройти мимо ярких праздничных сувениров и оставить ребенка без подарка.
Передвижение стимулируется внешним разнообразием. Нельзя ограничиваться одноуровневыми помещениями с длинными рядами прилавков и вешалок. Следует использовать лестницы, подъемы уровня пола, наклонные переходы. Если в магазине используются тележки и пол должен оставаться плоским, следует варьировать высоту прилавков. Монотонности не место в торговом зале.
Распределение торговой площади обычно начинают с того, что каждому товару выделяют место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Например, если в гастрономе объем продаж бакалейных товаров составляет 10% от общей суммы продаж, то на этот отдел выделяют 10% от общей площади зала.
Затем начальная оценка изменяется в зависимости от ряда факторов.
1. Отделы располагаются так, чтобы максимизировать общую прибыль магазина; различные места внутри магазина обладают разным потенциалом создания прибыли. Чем больше посетителей проходит через отдел, тем лучше его расположение. Однако если под самую прибыльную категорию отдать соответствующее прибыли место на полках, то можно потерять постоянных покупателей, которые лояльны к другим товарным маркам. Необходимо экспериментировать с соотношением площадей, отводимых на полках под разные товары, в целях максимизации общей прибыли магазина.
2. Место под товар может меняться в зависимости от сезона.
3. Необходимо учитывать методы представления товаров и моду на них. Модные товары должны быть представлены более наглядно.
4. Важным фактором является также взаимодополняемость товаров.
При планировке магазина учитывается, в каком порядке покупатель замечает отделы. Инстинктивно осмотр начинается справа налево (рис. 5.13).
Рис. 5.13. Направление движения покупателей в торговом зале магазина
Зона доступа. При входе в магазин покупатель ощущает смену обстановки. Если покупатель приходит в магазин в первый раз, он остро чувствует новые запахи, звуки, освещение. Покупатель привыкает к новой для него обстановке очень быстро. Если звучит музыка, то вскоре он ее уже не слышит. В первый момент покупатель получает массу новой информации и не успевает ее анализировать. Если в этой зоне представляется какая-то информация, то воспринимается она покупателями слабо.
Зона покупки. Адаптация прошла, внимание сконцентрировалось на отделах. Покупатель нацелен на те товары, которые намерен купить, беглый взгляд бросает на те, которые не собирается покупать, достаточно быстро передвигается от товара к товару.
Зона возвращения. Покупатель сделал основные покупки, движется в обычном для себя темпе, никуда не спешит. Ускоряет ход, как только видит кассу. Перед кассой он расслабляется.
Покупатель замечает отделы по мере своего продвижения по магазину. Женщины любят покупать товары в середине магазина, а мужчины - у выхода.
Правые проходы в магазине всегда более привлекательны. Лучшие места расположены ближе к проходам, входам, эскалаторам. В многоэтажном магазине ценность места по мере удаления от этажа, на котором расположен центральный вход, уменьшается. Товары для мужчин в крупных магазинах обычно размещают на нижних этажах, так как мужчины несколько пассивны в совершении покупок. Товары импульсивной покупки размещают по высоте стеллажа на уровне глаз либо в передней части магазина, либо у касс, где они всегда находятся на виду. Товары целевого спроса для конкретного магазина, т.е. те товары, за которыми сюда приходят покупатели, размещают в самых далеких местах, так как их покупатели все равно будут искать, а заодно и пройдутся по всему магазину.
Широко применяется практика организации примыкающих отделов. Например, рядом с отделом готового платья целесообразно поместить обувной отдел и шарфы, около гастрономии - продавать соусы и приправы. Некоторые отделы должны быть более гибкими в формировании ассортимента, чем остальные. Зимние куртки, к примеру, лучше продавать рядом со спортивной одеждой. Весной, когда в секции зимней одежды высвобождается свободное место, в ней размещают спортивные товары или купальные принадлежности. Летом увеличивается потребление минеральных вод, напитков и пива, а зимой - натуральных соков. Соответственно отделы свежих фруктов и соков целесообразно размещать рядом с винно-водочным отделом.