Равновесие в долгосрочном периоде

В ходе долгосрочного периода фирмы имеют достаточно времени, чтобы приспособиться наилучшим образом к различным переменам на рынке. Краткосрочный период предполагает существование неизменного количества фирм в отрасли, которые не меняют объемов капитального оборудования. В долгосрочном периоде фирмы в состоянии как увеличить, так и сократить масштабы производства; за это время в отрасль могут войти новые фирмы, а часть фирм способна покинуть отрасль. Иными словами, в ходе долгосрочного периода фирмы могут различными путями приспособиться к рыночным коллизиям.

Как отмечалось в предыдущей главе, долгосрочный период значительно сложнее для анализа, чем краткосрочный, вследствие появляющихся у фирм различных возможностей адаптации к изменениям рыночной ситуации. В связи с этим отдельные авторы курсов микроэкономики рассматривают только равновесные ситуации, когда фирмы отрасли находятся в долгосрочном равновесии, чем сужают рамки анализа. Более того, в целях упрощения исследуемой задачи они делают и иные существенные упрощения. Например, К. Макконнелл и С. Брю[1] полагают целесообразным:

1) абстрагироваться от рассмотрения путей достижения фирмой равновесия в краткосрочных периодах в рамках долгосрочного периода (это показывает, что фирмы уже находятся в долгосрочном равновесии);

2) полагать, что все фирмы отрасли имеют одинаковые кривые средних издержек в долгосрочном периоде (иными словами, все фирмы отрасли абсолютно одинаково реагируют на изменения рыночной ситуации);

3) считать, что фирмы отрасли действуют в условиях неизменных издержек (это равносильно утверждению, что фирмы отрасли находятся на участке с постоянной отдачей ресурсов, поэтому рост объемов производства не изменяет средних издержек фирмы).

Попытаемся несколько расширить рамки анализа, рассматривая частично и неравновесные ситуации. Обратимся к рис. 10.4: если все фирмы отрасли имеют средние суммарные издержки (в краткосрочном периоде) равные цене Р2 (рис. 10.4, б), то каждая фирма покрывает полностью свои издержки (упущенной возможности), в том числе и издержки капитала. В этом случае экономическая прибыль фирм равняется нулю, и ни в данной отрасли, ни в экономике в целом нет более выгодного альтернативного применения используемых в отрасли ресурсов. Но тогда отсутствуют побудительные причины у фирм покидать отрасль, поскольку в других отраслях они не в состоянии увеличить прибыль. Точно так же и фирмам других отраслей невыгодно входить в эту отрасль, так как их инвестиции дадут точно такую же отдачу.

Предположим теперь, что путем расширения производства и экономии за счет увеличения масштабов производства (положительного эффекта масштаба) фирмам отрасли удается снизить издержки производства на единицу продукции. Тогда в очередном краткосрочном периоде каждая фирма начнет получать экономическую прибыль (см. рис. 10.4, в). Поскольку в условиях совершенной конкуренции отрасль открыта для вхождения в нее иных фирм, то возможность получения прибыли повлечет активную экспансию капитала в отрасль.

Увеличение количества фирм в отрасли приведет к увеличению предложения товара; если при этом рыночный спрос на товар, производимый фирмами отрасли, не изменится, то расширение предложения вызовет снижение цены товара. Процесс входа в отрасль новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока в данном краткосрочном периоде цена не упадет до значения средних суммарных издержек и все фирмы отрасли станут получать нулевую экономическую прибыль.

Следовательно, до тех пор пока фирмы отрасли имеют возможность снижать издержки производства на единицу продукции за счет эффекта масштаба, т.е. расширяя объемы капитальных ресурсов, и получать таким образом прибыль, будет продолжаться вход иных фирм в отрасль (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Эффект входа фирм в отрасль

Противоположные процессы будут наблюдаться, если фирмы отрасли в каком-то краткосрочном периоде несут убытки (см. рис. 10.4, а). В этом случае фирмы покрывают переменные издержки, но отдача капитальных ресурсов ниже, чем издержки капитала. Фирмы не покрывают свои суммарные издержки, поэтому часть из них предпочтет более выгодное применение ресурсов и покинет отрасль, а другие перестанут заменять изношенное оборудование. В результате предложение товара снизится и при неизменном спросе цена товара повысится, пока не сравняется со средними суммарными издержками в этом краткосрочном периоде. Значит, в том случае, когда фирмы отрасли начинают нести убытки вследствие увеличения издержек производства, обусловленного обратным эффектом масштаба, это дает сигнал фирмам сокращать производство.

Процесс входа-выхода будет продолжаться, пока фирмы не достигнут равновесия в долгосрочном периоде. Вышесказанное позволяет сформулировать три условия равновесия отрасли в долгосрочном периоде.

1. Функционирующие фирмы наиболее эффективно используют имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли во всех краткосрочных периодах, которые в сумме и образуют долгосрочный период, максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, когда МС = Р.

2. Не существует побудительных причин для фирм иных отраслей входить в данную отрасль. Иными словами, все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в каждом краткосрочном периоде, и получают нулевую прибыль, т.е. SATC= Р.

3. Фирмы отрасли не имеют возможности снижать суммарные издержки на единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это равносильно условию, при котором каждая фирма отрасли производит объем продукции Q*, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в долгосрочном периоде, где кривая LATC имеет минимум.

Важно отмстить, что поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли, при равновесии в долгосрочном периоде каждая фирма будет иметь нулевую экономическую прибыль.

Указанная ситуация отражена на рис. 10.6. Когда все фирмы отрасли имеют объемы производства, соответствующие минимуму их средних издержек в долгосрочном периоде (величина минимального значения LATC для всех фирм отрасли одинакова и равняется цене товара, а объемы производства и очертания кривых LATC могут отличаться), отрасль находится в равновесии. Поскольку МС = Р, ни одна из фирм не в состоянии увеличить прибыль, варьируя объемы производства в краткосрочном периоде. Минимумы кривых SATC и LATC и равенство средних суммарных издержек цене показывают, что получаемая выручка полностью покрывает издержки упущенных возможностей фирм и прибыль каждой фирмы равняется нулю. В связи с этим ни одна новая фирма не входит в отрасль. Следовательно, при заданном уровне технологии и неизменных ценах ресурсов фирма минимизирует издержки производства, выпуская товар на уровне, соответствующем точке равновесия в долгосрочном периоде.

Рис. 10.6. Равновесие в долгосрочном периоде

Продолжим анализ, полагая, что все фирмы отрасли находятся в точке равновесия в долгосрочном периоде. В этом случае прибыль фирмы может повыситься или понизиться только вследствие изменения цены товара (мы по-прежнему полагаем, что фирмы отрасли действуют в условиях постоянных цен на ресурсы и неизменного уровня технического прогресса), вызванного переменами в рыночном спросе. Если вследствие увеличения спроса цена товара повысится и фирмы отрасли начнут получать прибыль, то это будет являться сигналом для фирм иных отраслей, что существует возможность более выгодного применения капитала. Поскольку в условиях совершенной конкуренции отрасль является открытой для входа в нее иных фирм, новые фирмы начнут экспансию в отрасль. Кроме того, и сами фирмы отрасли заинтересованы в расширении масштабов производства. Это приведет к увеличению предложения товара, а если при этом спрос не будет меняться, то рост предложения станет снижать равновесную рыночную цену. Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена товара не понизится до уровня средних издержек на единицу продукции и экономическая прибыль фирмы станет нулевой (рис. 10.7).

Как следует из данного рисунка, первоначально на рынке устанавливается цена Р0, которая определяется пересечением кривой предложения 5) отрасли (в краткосрочном периоде) и рыночной кривой спроса D1. Производя QE0 единиц товара, фирмы всей отрасли находятся в долгосрочном равновесии. Пусть под воздействием каких-то факторов спрос на товар возрос и кривая спроса переместилась в положение D2. Это приводит к увеличению равновесной цены до Р1. Однако возможность получать прибыль вызовет экспансию капитала в отрасль, что повлечет рост предложения до величины S2. Поскольку цены ресурсов не меняются, то в точке Е2 вновь установится цена Р0, равная суммарным средним издержкам, и каждая фирма начнет получать нулевую прибыль, следовательно, в отрасли вновь наступит равновесие.

Рис. 10.7. Влияние эффекта входа в отрасль на рыночную цену товара

Точно так же можно показать, что если под влиянием изменений рынка фирмы отрасли начинают нести убытки, то это явится сигналом для фирм отрасли, что существует более выгодный способ вложения капиталов. Из отрасли начнется выход отдельных фирм. Но это будет приводить к сокращению предложения товара, что начнет повышать равновесную цену, пока вновь не установится цена Р0.

Заметим, что приведенный анализ предполагает, что, достигнув равновесия в долгосрочном периоде, фирмы отрасли действуют в условиях неизменных средних издержек (постоянной отдачи ресурсов). В этой связи расширение отрасли за счет входа в нее новых фирм не приводит к обратному эффекту масштаба для фирм отрасли (мы принимаем третье упрощение К. Макконнелла и С. Брю).