Военная реформа
В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы. Так, было упорядочено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов. В Московском уезде указом от 1 октября 1550 г. была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лутчих слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти (этот проект, по-видимому, так и не был до конца реализован). Был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "по прибору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Она регулировалась изданным в 1556 г. Уложением о службе, переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 рублей в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни такого количества свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", в случае недодачи налагался штраф.
В 1550 г. из числа служилых людей "по прибору" было сформировано стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которые были сведены в шесть "приказов" (полков). Они составили личную охрану царя. К концу XVI в. в постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек, оно являлось мощной боевой силой русской армии. К "приборным людям" относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. В военную службу нанимались и иностранцы, число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
Реформа государственного управления
Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений - в связи с усложнением функций управления постоянно возрастает (к концу XVI в. их насчитывалось уже до 30). Наряду с учреждениями общегосударственной компетенции появляются и приказы, "ведающие" делами отдельных территорий (например, приказ Казанского дворца по управлению присоединенным Казанским ханством). Рос и бюрократический аппарат. Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие мелкие канцелярские служащие. В 1552 г. была создана Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.
Реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.
Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 г. собрался Собор Русской православной церкви, получивший название Стоглавого - по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила (каноны) для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян.
Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий. Они считали, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.
В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.