Распределение доходов в условиях международной торговли

Выше было показано, что в результате развития внешнеторговых отношений страны, участвующие в них, получают определенный выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Каким же образом распределяется этот выигрыш между отдельными странами, а внутри этих стран между различными категориями населения и, в частности, между производителями и потребителями конкретного товара, участвующего в международном обмене?

Очевидно, что распределение выигрыша от международной торговли как между странами, так и внутри каждой отдельной страны в конечном счете определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.

Пример

Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим условный пример:

Рис. 9.15. Торговля зерном между двумя странами:

а – рынок зерна в России; б – объем экспорта (импорта); в – рынок зерна в Канаде

Производство пшеницы осуществляют Россия и Канада (рис. 9.15). Цены в отсутствие внешней торговли составляют в этих странах соответственно 200 и 120 USD за 1 т пшеницы. Существующая разница в ценах создает потенциальные возможности для экспорта (Канадой) и импорта (Россией) пшеницы. Канадским фермерам выгодно экспортировать зерно, если мировая цена будет превышать 120 USD за 1 т. Причем чем выше мировая цена, тем больше будет объем предлагаемого зерна со стороны канадских производителей при одновременном росте внутренней цены и снижении объема внутреннего спроса на пшеницу. Таким образом, объем экспорта (предложения) зерна на мировом рынке Sx будет определяться разницей между объемами предложения и спроса на внутреннем рынке Канады, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SK - DK (рис. 9.15, β).

Российским же потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него станет ниже автаркической (PW < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше будет объем спроса на пшеницу в России. Одновременно российские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, объем импорта (спроса) на мировом рынке (DM) будет определяться разницей между объемами спроса и предложения на внутреннем рынке России, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM = Dp - SP (рис. 9.15, α).

Итак, по мере налаживания торговых отношений между Россией и Канадой цена на зерно в Канаде растет и объем его предложения для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в России снижается и объем спроса на импорт растет. На рис. 9.15, б показаны функции спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке пшеницы достигается при цене 150 USD за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в России (50 - 20 = 30) в точности соответствует избыточному предложению в Канаде (60 - 30 = 30). При более высокой цене объем предложения зерна на мировом рынке превысит объем спроса, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, объем спроса превысит объем предложения, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.