Расходы системы социального страхования

Основными группами расходов в системе социального обеспечения являются: расходы на выплату пособий, пенсий и расходы, связанные с инвестициями, а также административные издержки. Выплата пособий и пенсий – это законодательно установленное обязательство системы. Инвестиционные расходы обычно учитывают отдельно.

Административные издержки, как правило, покрываются за счет дохода системы социального страхования, а не за счет государственных дотаций. Административные издержки – это статья расходов, которую руководство способно эффективно контролировать. Правила системы могут предусматривать предельный уровень этих издержек, или же их можно планировать в ежегодном бюджете. Что касается контроля над административными издержками, то важно учитывать не только их уровень и динамику за последние отчетные периоды, но и качество управленческих услуг, оказываемых системой.

Административные издержки легко оценить по финансовым отчетам, и их можно проанализировать по отношению к различным пособиям или различным видам операций. Намного труднее оценить качество управленческих услуг. Оно отражается, например, в среднем времени, необходимом для обработки одной заявки на пособие, или количестве жалоб, поданных застрахованными лицами.

Административные издержки зависят как от продолжительности деятельности, так и от размера учреждения социального страхования. Новые учреждения этого рода, как правило, имеют более высокие административные издержки, так как они проходят процесс обучения наиболее эффективным методам работы. У небольших учреждений социального обеспечения издержки выше по отношению к взносам, так как они неспособны в полной мере воспользоваться преимуществами, вытекающими из крупных масштабов деятельности, позволяющих глубже специализировать административные функции и распределить постоянные издержки между большим числом участников системы.

Для обеспечения сбалансированности финансовых ресурсов и объемов выплат требуется соблюдение ряда условий: вычленение и группировка однотипных по природе и уровню социальных рисков; определение диапазона величин заработной платы, которая служит базой начисления страховых платежей; нормативное установление уровня страховых выплат и их пропорций по отношению к заработной плате.

Организационные формы классификации и группировки социальных рисков для целей страхования разрабатываются с учетом природы рисков и удобства страховой защиты застрахованных. Например, в сферу охвата пенсионным страхованием входят социальные риски утраты трудоспособности в связи со старостью, инвалидностью, утратой кормильца. Медицинское страхование обусловливается необходимостью нести дополнительные расходы по оплате медицинской помощи и дней нетрудоспособности и т.д.

Право на получение краткосрочных выплат, таких как пособия по болезни и в связи с материнством, основывается на стаже участия в страховой системе в течение короткого периода, и выплачиваются они в течение ограниченного времени. Поэтому ежегодные расходы относительно быстро стабилизируются на определенном уровне (по отношению к страхуемому фонду оплаты труда). В связи с этим для финансирования таких систем наиболее оптимальным методом выступает так называемый распределительный метод (имеется в виду ежемесячное распределение поступающих ресурсов), предусматривающий ежегодное поддержание баланса текущих доходов и расходов. При этом может создаваться небольшой резерв на покрытие текущего дефицита на случай непредвиденного роста расходов или сокращения доходов.

Чтобы сохранить допустимый уровень финансовой нагрузки на плательщиков взносов на долгосрочный период, необходимо установить пособия на уровне, обеспечиваемом взносами, и такие ставки взносов, которые были бы стабильными в течение продолжительного времени. В новой системе социального страхования особенно важно, чтобы ставки взносов находились на уровне, не создающем чрезмерное бремя для плательщиков и отрицательное отношение к новой системе.

В результате действия типичных систем финансирования пособий социального обеспечения в новой системе социального страхования, основанной на взносах (особенно пенсионного страхования), первоначально образуется определенный излишек взносов над выплатами. Поэтому следует оценить социальные и экономические последствия инвестирования указанных излишков, поскольку в долгосрочной перспективе потребуется постепенное их использование. Влияние этих инвестиций на национальную экономику зависит от характера экономики и ее потребности в финансовых ресурсах па инвестиции в реальном секторе экономики.