Работодатели
Чтобы привлекать рабочую силу, организация также должна обладать правосубъектностью. Однако ее характер определяется целями и задачами производства. Например, торговая фирма нуждается в таких кадрах, как продавцы, товароведы, водители, грузчики и др. Вряд ли ей понадобятся журналисты, научные работники, швеи и пр. Хотя наше законодательство не запрещает привлечение работников любых специальностей, если организация имеет финансовые средства.
Работодатели – это различные самостоятельные предприятия, учреждения, организации, имеющие право принимать людей на работу.
Функции работодателя осуществляет не предприятие в целом, а его представители. Прежде всего ими являются руководители предприятий, учреждений, организаций. А кто принимает на работу руководителя? Все зависит от того, кто является собственником предприятия. Если предприятие коллективное, этот вопрос решается на общем собрании акционеров. Если предприятие государственное или более 50% его имущества принадлежит государству, руководителя назначает тот государственный орган, которому предприятие подчинено (министерство, агентство, служба и т.п.).
Это же относится и к госбюджетным учреждениям, т.е. организациям, которые не приносят прибыли, а существуют на деньги, выделяемые им из государственного бюджета, который, в свою очередь, пополняется за счет налогов. К числу таких учреждений относятся и образовательные. С директором школы, например, заключает трудовой договор (контракт) районный отдел образования.
Руководители имеют право: принимать и увольнять работников, поощрять их, налагать дисциплинарные взыскания и др.
Некоторые функции работодателя осуществляют другие члены администрации (правления). Например, проведение предварительного собеседования с поступающим на работу. Администрация – это не только руководитель предприятия (организации). В нее входят заместители руководителя, главные специалисты, начальники отделов. В техникуме, например, представителями администрации также являются заместители директора, а также (если есть) главный бухгалтер, психолог, юрисконсульт и другие специалисты. Однако правом издания приказа о приеме на работу обладает только руководитель.
Работодатель как сторона трудового правоотношения обязан:
– рационально использовать труд работников;
– справедливо оплачивать их труд в соответствии с трудовым вкладом;
– создавать безопасные условия труда;
– осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и др. (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Трудовое правоотношение (обязанности сторон)
Это надо запомнить
1. Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).
2. Занятыми признаются:
1) работающие по найму (трудовому договору);
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой (фермеры, писатели, журналисты и т.п.);
4) избранные или назначенные на оплачиваемые должности (депутаты, государственные служащие и т.п.);
5) военнослужащие;
6) учащиеся любых очных учебных заведений;
7) другие.
3. Трудоустройство – это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства.
4. Специальным государственным органом, занимающимся трудоустройством в Российской Федерации, является Федеральная служба труда и занятости.
5. К задачам Службы занятости относятся: подыскание гражданам работы, их профессиональная подготовка и переподготовка и, наконец, выплата пособий по безработице.
6. Трудовое отношение складывается между гражданином и работодателем.
7. Трудовая правоспособность – это способность иметь трудовые права и обязанности.
8. Трудовая дееспособность – это способность осуществлять своими действиями трудовые права и обязанности.
9. Трудовая правоспособность и дееспособность возникают одновременно и в совокупности составляют трудовую правосубъектность. Полная трудовая правосубъектность возникает только с 16 лет. Прием подростков, достигших 14 лет, осуществляется с соблюдением некоторых условий.
10. Работник должен выполнять следующие трудовые обязанности:
– добросовестно трудиться;
– соблюдать трудовую дисциплину;
– беречь имущество предприятия;
– выполнять установленные нормы труда;
– другие.
11. Работодатели – это различные предприятия, учреждения, организации, имеющие право принимать людей на работу.
12. Администрация – руководитель предприятия (организации), заместители руководителя, главные специалисты, начальники отделов.
13. Обязанностями работодателя являются:
– рационально использовать груд работников;
– справедливо оплачивать их труд в соответствии с трудовым вкладом;
– создавать безопасные условия труда;
– осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
– другие.