Рабочие модели самоопределения личности (по Н. А. Ивановой, А. А. Журавлеву и А. Б. Купрейченко)
Проведенный обзор теоретических подходов к построению классификации видов самоопределения позволяет говорить об отсутствии на сегодняшний день четкой и полной структурной модели. Ниже предлагаются варианты рабочих моделей, которые были разработаны в рамках исследований различных аспектов самоопределения.
Модель Н. Л. Ивановой[1]. Пример исследования самоопределения в психологии бизнеса. Рабочая модель самоопределения, основанная на понимании этого процесса как конструирования соответствующей идентичности в ходе разрешения проблемной ситуации, включает в себя два ряда характеристик: особенностей социальной идентичности и способов принятия решений.
В рамках этой модели были выделены типы самоопределения личности в бизнесе, которые применялись впоследствии в консультировании[2].
Уровень характеристик самоопределения определяется следующим образом:
• идентичность – по степени выраженности деловых и профессиональных составляющих от минимальной до максимальной (базисная, рефлексивная, деловая);
• способ принятия решений – по степени выраженности рациональных способов анализа и переработки информации (эмоциональные и логические).
Сочетание данных характеристик позволяет выделить шесть типов самоопределения личности (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Типы самоопределения
Способ решений |
Идентичность |
||
Базисная |
Рефлексивная |
Деловая |
|
Эмоциональный, ценностный |
Базисный эмоциональный (БЭ) |
Рефлексивный эмоциональный (РЭ) |
Деловой эмоциональный (ДЭ) |
Логический |
Базисный логический (БЛ) |
Рефлексивный логический (РЛ) |
Деловой логический (ДЛ) |
Рассмотрим основные типы самоопределения.
1. Деловой логический тип: выраженная профессиональная и широкая социальная идентичность; стремление к самоактуализации, профессиональному развитию, инновациям, карьерному росту, известности; чувство ответственности, установление правил и следование порядку; направленность на расширение деловых контактов; тщательный анализ альтернатив, последовательность выполнения принятых решений, поиск эффективного решения.
2. Деловой ценностный тип: широкая социальная идентичность, разнообразные социальные категории, сочетание профессиональной и семейной идентичности; динамичность в выборе социального и профессионального сообщества; принятие ценностей деловой культуры; стремление к самореализации, инновациям, расширению субъективного пространства; ответственность и моральные границы; сочетание интуитивного и спонтанного выбора, гибкость в отношении принятых решений, поиск оптимальных решений.
3. Рефлексивный аналитический тип: сочетание рефлексивной и профессиональной идентичности; стремление к самоуважению, автономии, личностному росту; интерес к деловой культуре, традициям, моральным ценностям общества, понимание значимости социальных проектов; восприятие своей уникальности и ответственности; независимость в постановке целей, анализ, логика выбора, планирование, терпение и настойчивость в реализации планов.
4. Рефлексивный ценностный тип: сочетание рефлексивной и статусно-ролевой идентичности; стремление к автономии, независимости; уверенность в своих действиях, склонность к риску; желание быть известным; признание ценностей и традиций на региональном и более широком уровне; желание реализовывать общественно значимые проекты; целостное восприятие ситуации, независимость в постановке целей; оптимизм, гибкость в реализации планов.
5. Базисный логический тип: сочетание профессиональной и семейной идентичности, этно-локальные характеристики; стремление к комфорту, защищенности; рациональное отношение к деньгам; компетентность во времени и оценке собственных ресурсов; ценности здоровья, безопасности, семейного и материального благополучия; стремление к статусной и материальной карьере; логический поиск оптимальных решений; рациональный подход в оценке проектов и результатов.
6. Базисный эмоциональный тип: сочетание семейной, рефлексивной и профессиональной идентичности, выраженность локальной идентичности; ценности здоровья, безопасности, семейного благополучия; восприятие собственной индивидуальности; тревожное отношение к переменам (в работе, жизни); стремление к стабильным отношениям, работе и месту жительства, ситуационный подход в оценке проектов и результатов.
В этом исследовании сделана попытка выйти за рамки сложившегося в психологии отношения к проблеме самоопределения личности, найти подход к анализу этого явления с учетом как развития самосознания личности, так и особенностей деятельности. Полученные результаты можно отнести к разряду предварительных (пилотажных), требуются исследования на более широкой выборке. Тем не менее из полученных данных хорошо видно, что сам подход и предложенная модель дает новые возможности анализа самоопределения по отношению к сложной профессиональной деятельности.