Рабочие модели самоопределения личности (по Н. А. Ивановой, А. А. Журавлеву и А. Б. Купрейченко)

Проведенный обзор теоретических подходов к построению классификации видов самоопределения позволяет говорить об отсутствии на сегодняшний день четкой и полной структурной модели. Ниже предлагаются варианты рабочих моделей, которые были разработаны в рамках исследований различных аспектов самоопределения.

Модель Н. Л. Ивановой[1]. Пример исследования самоопределения в психологии бизнеса. Рабочая модель самоопределения, основанная на понимании этого процесса как конструирования соответствующей идентичности в ходе разрешения проблемной ситуации, включает в себя два ряда характеристик: особенностей социальной идентичности и способов принятия решений.

В рамках этой модели были выделены типы самоопределения личности в бизнесе, которые применялись впоследствии в консультировании[2].

Уровень характеристик самоопределения определяется следующим образом:

• идентичность – по степени выраженности деловых и профессиональных составляющих от минимальной до максимальной (базисная, рефлексивная, деловая);

• способ принятия решений – по степени выраженности рациональных способов анализа и переработки информации (эмоциональные и логические).

Сочетание данных характеристик позволяет выделить шесть типов самоопределения личности (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Типы самоопределения

Способ решений

Идентичность

Базисная

Рефлексивная

Деловая

Эмоциональный, ценностный

Базисный эмоциональный (БЭ)

Рефлексивный эмоциональный

(РЭ)

Деловой эмоциональный (ДЭ)

Логический

Базисный логический (БЛ)

Рефлексивный логический (РЛ)

Деловой логический (ДЛ)

Рассмотрим основные типы самоопределения.

1. Деловой логический тип: выраженная профессиональная и широкая социальная идентичность; стремление к самоактуализации, профессиональному развитию, инновациям, карьерному росту, известности; чувство ответственности, установление правил и следование порядку; направленность на расширение деловых контактов; тщательный анализ альтернатив, последовательность выполнения принятых решений, поиск эффективного решения.

2. Деловой ценностный тип: широкая социальная идентичность, разнообразные социальные категории, сочетание профессиональной и семейной идентичности; динамичность в выборе социального и профессионального сообщества; принятие ценностей деловой культуры; стремление к самореализации, инновациям, расширению субъективного пространства; ответственность и моральные границы; сочетание интуитивного и спонтанного выбора, гибкость в отношении принятых решений, поиск оптимальных решений.

3. Рефлексивный аналитический тип: сочетание рефлексивной и профессиональной идентичности; стремление к самоуважению, автономии, личностному росту; интерес к деловой культуре, традициям, моральным ценностям общества, понимание значимости социальных проектов; восприятие своей уникальности и ответственности; независимость в постановке целей, анализ, логика выбора, планирование, терпение и настойчивость в реализации планов.

4. Рефлексивный ценностный тип: сочетание рефлексивной и статусно-ролевой идентичности; стремление к автономии, независимости; уверенность в своих действиях, склонность к риску; желание быть известным; признание ценностей и традиций на региональном и более широком уровне; желание реализовывать общественно значимые проекты; целостное восприятие ситуации, независимость в постановке целей; оптимизм, гибкость в реализации планов.

5. Базисный логический тип: сочетание профессиональной и семейной идентичности, этно-локальные характеристики; стремление к комфорту, защищенности; рациональное отношение к деньгам; компетентность во времени и оценке собственных ресурсов; ценности здоровья, безопасности, семейного и материального благополучия; стремление к статусной и материальной карьере; логический поиск оптимальных решений; рациональный подход в оценке проектов и результатов.

6. Базисный эмоциональный тип: сочетание семейной, рефлексивной и профессиональной идентичности, выраженность локальной идентичности; ценности здоровья, безопасности, семейного благополучия; восприятие собственной индивидуальности; тревожное отношение к переменам (в работе, жизни); стремление к стабильным отношениям, работе и месту жительства, ситуационный подход в оценке проектов и результатов.

В этом исследовании сделана попытка выйти за рамки сложившегося в психологии отношения к проблеме самоопределения личности, найти подход к анализу этого явления с учетом как развития самосознания личности, так и особенностей деятельности. Полученные результаты можно отнести к разряду предварительных (пилотажных), требуются исследования на более широкой выборке. Тем не менее из полученных данных хорошо видно, что сам подход и предложенная модель дает новые возможности анализа самоопределения по отношению к сложной профессиональной деятельности.