Пути разрешения конфликтных отношений
При анализе психологических проблем конфликтных отношений в межличностном взаимодействии важно обратить внимание на их профилактику и правильное разрешение. Исходным пунктом такой работы являются прогноз и диагностика конфликтных отношений. При этом целесообразно правильно ответить на следующие вопросы.
1. Кто участвует в конфликтных отношениях?
2. По поводу чего возникли эти отношения?
3. Каковы причины таких отношений?
4. Для чего, какие личные интересы, цели реализуют люди, втянутые в конфликтные отношения, какова действительная мотивация их конфликтного поведения?
При возникновении межличностных конфликтных ситуаций, а затем и конфликта каждая из его сторон имеет вполне определенный социальный и социально-психологический статус, ранг. Эти ранги могут быть неодинаковы (начальник - подчиненный, старший - младший, отец -сын и т.п.), что объективно создает преимущества одной из сторон. При неправильном поведении личности в конфликтных отношениях (например, нарушение этических и правовых норм и т.п.) человек может утрачивать свои преимущества и даже уступать их более слабой по рангу стороне.
Нередко при конфликтном столкновении сторон и в ходе разрешения возникшего противоречия непроизвольно (а в ряде случаев и специально, умышленно) осуществляется подмена предмета конфликтных отношений. И тогда конфликт, возникший между людьми, по одной причине как бы переводится (переходит) на совершенно иные рельсы (основы), не соответствующие интересам, выгоде, возможностям одной из сторон, а иногда и обеим сторонам одновременно.
Очевидно, что разрешение конфликтных отношений может осуществляться несколькими способами, которые будут иметь и разные психологические последствия:
1) полная победа одной стороны над другой;
2) компромисс, взаимные уступки, что мало желательно для сторон;
3) взаимная интеграция позиций сторон, взаимное принятие, внутреннее согласие с общим решением, в котором исполняются основные желания сторон.
В целом лучший способ разрешения конфликтных отношений - их недопущение вообще. Когда же конфликтные отношения возникают, возможны разные подходы к их разрешению. В отечественной психологии выделяют два основных пути.
1. Административный, когда конфликтующие стороны разводят друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается: она разрешается лишь по месту и времени.
2. Педагогический, в котором может быть рекомендовано несколько вариантов действий арбитра, третьей стороны:
а) воздействие на ситуацию и снятие (или снижение) ее конфликтности, уровня значимости для сторон (либо разъяснение людям ее не конфликтности, если конфликтная ситуация реально отсутствует, либо чрезмерно переоценивается);
б) воздействие на цели конфликтующих сторон, сближение этих целей, их взаимная интеграция;
в) одновременное воздействие на ситуацию и цели сторон с показом негативных последствий их конфронтации, неуступчивости;
г) демонстрация своих возможностей: правовых, нравственных, материальных, физических и др.
Важно помнить, что неоправданной и неуспешной будет деятельность арбитра по разрешению конфликтных отношений, если он встанет на позицию одной из сторон. При возникновении конфликтных отношений в межличностном общении, как правило, определенная доля вины есть у обеих сторон.
Возможные позиции третьей стороны (рефери) в отношении к конфликту:
- авторитарное вмешательство;
- нейтралитет;
- избегание участия в разрешении конфликтов;
- целесообразное вмешательство в конфликтные отношения.
Наиболее эффективной является последняя позиция. При этом третья сторона может помочь в разрешении конфликтных отношений при следующих условиях:
- максимальной объективности при анализе конфликтных отношений;
- наличии доверия обеих сторон;
- принятии обеими сторонами в качестве рефери;
- искреннем стремлении помочь сторонам найти оптимальную дистанцию при разрешении конфликтных отношений и поднять уровень сознания, рациональности сторон;
- желании понять высокую меру личной ответственности и того, что он в качестве третьей стороны реально влияет на процесс всем своим поведением.
Основные методы разрешения конфликтных отношений:
- убеждение (поиск взаимовыгодных решений);
- принуждение (насильственных действий);
- комплексное использование вышеназванных методов. Могут быть две стратегии в отношении к конфликтам:
а) конфликт умалчивается, не выносится из среды, о нем обычно не говорят. Такая стратегия эффективна во временно существующих группах;
б) все, что связано с конфликтными отношениями, обсуждается, выносится на поверхность, постоянно находится в поле зрения и воздействия коллектива. Такая стратегия предполагает наличие определенной культуры отношений у сотрудников, выдержки, такта.
Как видим, конфликтологическая подготовленность крайне необходима специалисту, поскольку она помогает ему избрать правильную тактику поведения при возникновении в организации конфликтных отношений.