Лекция 3. Психология субъекта профессиональной деятельности
В наиболее общем и схематизированном виде психологическая и личностная структура субъекта такова. Во-первых, она включает три группы психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление), волевые и эмоциональные. Это разделение является наиболее традиционным и общепринятым, хотя и небезупречным. Во-вторых, все психические процессы составляют в своей совокупности одну из трех областей общей структуры личности, включающей также и психические свойства личности, в том числе и ее способности. Психические свойства крайне многообразны и включают как черты личности, так и синтетические их проявления – характер, темперамент, направленности личности. Наряду с процессами и свойствами, существует еще один компонент – психические состояния. В-третьих, в качестве важной и самостоятельной выделяется базовая система личности, обозначаемая понятием мотивационная сфера личности. Она – источник побудительных сил поведения, динамическая основа для деятельности личности. Эти традиционные представления о структуре психической организации субъекта являются простой и удобной схемой для упорядочивания проблем, которые возникают при характеристике профессиональной деятельности. Вместе с тем, их необходимо дополнить.
Следует дополнить три традиционно выделяемые класса психических процессов (познавательные, волевые, эмоциональные) еще двумя – очень важными именно для профессиональной деятельности классами – регулятивными и коммуникативными. Это тем более необходимо, что в современной психологии сложилось и становится все более распространенным разделение психических процессов на три основные подсистемы – когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней; вторая – процессы, направленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения; третья – процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми.
Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных (когнитивных) процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Сфера этих процессов, их состав достаточно четко очерчены; это процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти, мышления.
Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем, определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обуславливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности. Обратимся к характеристике основных психических процессов трудовой деятельности.