Психология и философия
В контексте данной книги, разумеется, особый интерес вызывает соотношение психологии и философии. Их тесная взаимозависимость иллюстрирует ОГЛАВЛЕНИЕ табл. 5.1.
Таблица 5.1. Актуальные для психологии идеи, выдвинутые философами
Философы |
Идеи |
|
|
Платон (427 до н.э. – 348 до н.э.) |
Систематическое развитие учения о душе на основе теории космоцентрических идей |
|
|
Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) |
Систематическое учение о душе с позиций теории форм |
|
|
Аврелий Августин (354–430) |
Волюнтаризм: основой души является воля |
|
|
Аверроэс (1126–1198) |
Единство души и тела |
|
|
Р. Декарт (1596–1650) |
Дуализм души и тела, рационалистический метод |
|
|
Т. Гобсс (1588–1679) |
Телесная детерминация психического, критика понятия души, пропаганда идеалов естествознания |
|
|
Дж. Локк (1632–1704) |
Создатель основ эмпирической психологии, метода абстракций |
|
|
Г. Лейбниц (1646–1716) |
Идея бессознательного и параллелизма физического и психического |
|
|
Дж. Беркли (1685–1753) |
Ощущения как базисные элементы психологического опыта |
|
|
М. В. Ломоносов (1711–1765) |
Естественнонаучный подход |
|
|
Д. Юм (1711–1776) |
Развил идеи ассоциативной психологии |
|
|
Э. Кондильяк (1715–1780) |
Сенсуализм и пропаганда ассоциативной психологии |
|
|
И. Кант (1724–1804) |
Идея априорных принципов |
||
И. Ф. Гербарт (1776–1841) |
Соединение ассоциативной психологии с эмпиризмом |
||
Дж. С. Милль (1806–1873) |
Психологическое истолкование логики, идеи утилитаризма |
||
В. Дильтей (1833–1911) |
Основоположник понимающей психологии |
||
Э. Гартман (1842–1906) |
Бессознательное как основа всех психологических явлений |
||
Э. Мах (1838–1916) |
Позитивистская трактовка сознания |
||
Ч. С. Пирс (1839–1914) |
Использование семиотики и логики для понимания психологических поступков |
||
У. Джеймс (1842–1910) |
Основатель функционализма в психологии |
||
Дж. Г. Мид (1863–1931) |
Человек изначально социален благодаря использованию лингвистических символов |
||
Дж. Дьюи (1859–1952) |
Развил прагматическое ОГЛАВЛЕНИЕ психологии |
||
Н. О. Лосский (1870–1965) |
Основатель интуитивизма |
||
Н. А. Бердяев (1874–1948) |
Идеи персональной свободы и ответственности |
||
К. Ясперс (1883–1969) |
Развил актуальный вариант экзистенциальной психологии с концептом пограничной ситуации |
||
Г. Башляр (1884–1962) |
Формирование объективного познания |
||
С. Л. Франк (1877–1950) |
Включение в психологию религиозной идеи всеединства |
||
Г. Г. Шпет (1879–1937) |
Идеи феноменологии и, особенно, герменевтики; первостепенная роль языка в социализации людей |
||
М. Хайдеггер (1889–1976) |
Идеи онтологической психологии |
||
Г. Маркузе (1898–1979) |
Объединение фрейдизма с марксизмом |
||
Μ. М. Бахтин (1895–1975) |
Культурологическое ОГЛАВЛЕНИЕ психологии, психология поступка |
||
Э. В. Ильенков (1924–1979) |
Общественно-социальное понимание идеального; метод восхождения от абстрактного к конкретному |
|
|
Э. Фромм (1900–1980) |
Объединение идей фрейдизма и марксизма с акцентом на этику |
|
|
Ж. Лакан (1901–1981) |
Создатель структурного психоанализа |
|
|
Ж. Политцер (1903–1942) |
Критика психоанализа и марксизма |
|
|
Ж.-П. Сартр (1905–1980) |
Создатель экзистенциального психоанализа |
|
|
М. К. Мамардашвили (1930–1990) |
Пропаганда неклассического идеала рациональности |
|
|
Ф.Гваттари (1930–1992) |
Концепция расширенного бессознательного |
|
|
Г. П. Щедровицкий (1929–1994) |
Создатель системно-мыследеятельностной психологии неомарксистского толка |
|
|
Ж. Делёз (1925–1995) |
Создатель шизоанализа |
|
|
А. Г. Спиркин (1918–2004) |
Проблема самосознания, объединение марксистских и христианских идей |
|
|
П. Рикёр (1913–2005) |
Объединение идей герменевтики и феноменологии, роль интерпретаций |
|
|
Вплоть до создания научной психологии в конце XIX в. философия и психология состояли в неразрывном, синкретическом единстве. Невозможно было определить, какие положения относятся к философии, а какие – к психологии. Становление научной психологии привело к размежеванию двух отраслей наук. В ее соотношении с психологией философия стала философией психологии, т.е. ее осмыслением. Если это делается не умозрительно, а с научных позиций, то философия приобретает по отношению к психологии метанаучный характер. Иначе говоря, психология является предметом философии психологии.
Впрочем, указанное размежевание принято далеко не всеми философами и психологами. Многими по-прежнему культивируются некоторые формы синкретического единства философии и психологии. Так, по этому пути идут представители экзистенциализма, феноменологии, герменевтики и постструктурализма. Впрочем, даже в этом случае имеет место специфическое использование достижений философии в психологии. В частности, наблюдается известная соотносительность, с одной стороны, основных философских направлений, а с другой – основных психологических направлений[1] (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Соотносительность основных направлений философии и психологии
Психологические направления |
Философские направления |
Психоанализ |
Фрейдизм, структурализм Ж. Лакана |
Бихевиоризм |
Аналитическая философия |
Деятельностная психология |
Марксизм |
Культурно-историческая школа |
Марксизм |
Гештальтпсихология |
Герменевтика, феноменология |
Гуманистическая психология |
Экзистенциализм, постструктурализм |
Когнитивная психология |
Аналитическая философия |
Крайне важно культивировать соотносительность философии и психологии с учетом результатов ранжирования как философских, так и психологических направлений. Это открывает возможность использования одновременно всех достижений как психологии, так и философии. Предлагаемый нами подход состоит в следующем. Во-первых, в интерпретационнокритический ряд объединяются все философские направления. Во-вторых, то же самое проделывается с основными психологическими направлениями. И, наконец, в-третьих, сопоставляются не отдельные психологические направления с некоторыми философскими направлениями, а два ряда соответственно психологических и философских направлений.
Выводы
1. Вплоть до конца XIX в. единство философии и психологии было синкретичным. Затем началось их размежевание.
2. После указанного размежевания философия приобрела метана- учные функции относительно психологии.
3. Многие исследователи продолжают культивировать синкретическое единство философии и психологии.
4. В современной психологии просматривается отчетливая соотносительность психологических и философских направлений. Но при этом в каждом психологическом направлении используются достижения лишь некоторых философских направлений.
5. По нашему мнению, ранжирование философских и психологических направлений позволяет изжить этот недостаток.