Психология и философия

В контексте данной книги, разумеется, особый интерес вызывает соотношение психологии и философии. Их тесная взаимозависимость иллюстрирует ОГЛАВЛЕНИЕ табл. 5.1.

Таблица 5.1. Актуальные для психологии идеи, выдвинутые философами

Философы

Идеи

Платон (427 до н.э. – 348 до н.э.)

Систематическое развитие учения о душе на основе теории космоцентрических идей

Аристотель

(384 до н.э. – 322 до н.э.)

Систематическое учение о душе с позиций теории форм

Аврелий Августин (354–430)

Волюнтаризм: основой души является воля

Аверроэс

(1126–1198)

Единство души и тела

Р. Декарт (1596–1650)

Дуализм души и тела, рационалистический метод

Т. Гобсс (1588–1679)

Телесная детерминация психического, критика понятия души, пропаганда идеалов естествознания

Дж. Локк (1632–1704)

Создатель основ эмпирической психологии, метода абстракций

Г. Лейбниц (1646–1716)

Идея бессознательного и параллелизма физического и психического

Дж. Беркли (1685–1753)

Ощущения как базисные элементы психологического опыта

М. В. Ломоносов (1711–1765)

Естественнонаучный подход

Д. Юм

(1711–1776)

Развил идеи ассоциативной психологии

Э. Кондильяк (1715–1780)

Сенсуализм и пропаганда ассоциативной психологии

И. Кант (1724–1804)

Идея априорных принципов

И. Ф. Гербарт (1776–1841)

Соединение ассоциативной психологии с эмпиризмом

Дж. С. Милль (1806–1873)

Психологическое истолкование логики, идеи утилитаризма

В. Дильтей (1833–1911)

Основоположник понимающей психологии

Э. Гартман (1842–1906)

Бессознательное как основа всех психологических явлений

Э. Мах (1838–1916)

Позитивистская трактовка сознания

Ч. С. Пирс (1839–1914)

Использование семиотики и логики для понимания психологических поступков

У. Джеймс (1842–1910)

Основатель функционализма в психологии

Дж. Г. Мид (1863–1931)

Человек изначально социален благодаря использованию лингвистических символов

Дж. Дьюи (1859–1952)

Развил прагматическое ОГЛАВЛЕНИЕ психологии

Н. О. Лосский (1870–1965)

Основатель интуитивизма

Н. А. Бердяев (1874–1948)

Идеи персональной свободы и ответственности

К. Ясперс (1883–1969)

Развил актуальный вариант экзистенциальной психологии с концептом пограничной ситуации

Г. Башляр (1884–1962)

Формирование объективного познания

С. Л. Франк (1877–1950)

Включение в психологию религиозной идеи всеединства

Г. Г. Шпет (1879–1937)

Идеи феноменологии и, особенно, герменевтики; первостепенная роль языка в социализации людей

М. Хайдеггер (1889–1976)

Идеи онтологической психологии

Г. Маркузе (1898–1979)

Объединение фрейдизма с марксизмом

Μ. М. Бахтин (1895–1975)

Культурологическое ОГЛАВЛЕНИЕ психологии, психология поступка

Э. В. Ильенков (1924–1979)

Общественно-социальное понимание идеального; метод восхождения от абстрактного к конкретному

Э. Фромм (1900–1980)

Объединение идей фрейдизма и марксизма с акцентом на этику

Ж. Лакан (1901–1981)

Создатель структурного психоанализа

Ж. Политцер (1903–1942)

Критика психоанализа и марксизма

Ж.-П. Сартр (1905–1980)

Создатель экзистенциального психоанализа

М. К. Мамардашвили (1930–1990)

Пропаганда неклассического идеала рациональности

Ф.Гваттари (1930–1992)

Концепция расширенного бессознательного

Г. П. Щедровицкий (1929–1994)

Создатель системно-мыследеятельностной психологии неомарксистского толка

Ж. Делёз (1925–1995)

Создатель шизоанализа

А. Г. Спиркин (1918–2004)

Проблема самосознания, объединение марксистских и христианских идей

П. Рикёр (1913–2005)

Объединение идей герменевтики и феноменологии, роль интерпретаций

Вплоть до создания научной психологии в конце XIX в. философия и психология состояли в неразрывном, синкретическом единстве. Невозможно было определить, какие положения относятся к философии, а какие – к психологии. Становление научной психологии привело к размежеванию двух отраслей наук. В ее соотношении с психологией философия стала философией психологии, т.е. ее осмыслением. Если это делается не умозрительно, а с научных позиций, то философия приобретает по отношению к психологии метанаучный характер. Иначе говоря, психология является предметом философии психологии.

Впрочем, указанное размежевание принято далеко не всеми философами и психологами. Многими по-прежнему культивируются некоторые формы синкретического единства философии и психологии. Так, по этому пути идут представители экзистенциализма, феноменологии, герменевтики и постструктурализма. Впрочем, даже в этом случае имеет место специфическое использование достижений философии в психологии. В частности, наблюдается известная соотносительность, с одной стороны, основных философских направлений, а с другой – основных психологических направлений[1] (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Соотносительность основных направлений философии и психологии

Психологические направления

Философские направления

Психоанализ

Фрейдизм, структурализм Ж. Лакана

Бихевиоризм

Аналитическая философия

Деятельностная психология

Марксизм

Культурно-историческая школа

Марксизм

Гештальтпсихология

Герменевтика, феноменология

Гуманистическая психология

Экзистенциализм, постструктурализм

Когнитивная психология

Аналитическая философия

Крайне важно культивировать соотносительность философии и психологии с учетом результатов ранжирования как философских, так и психологических направлений. Это открывает возможность использования одновременно всех достижений как психологии, так и философии. Предлагаемый нами подход состоит в следующем. Во-первых, в интерпретационнокритический ряд объединяются все философские направления. Во-вторых, то же самое проделывается с основными психологическими направлениями. И, наконец, в-третьих, сопоставляются не отдельные психологические направления с некоторыми философскими направлениями, а два ряда соответственно психологических и философских направлений.

Выводы

1. Вплоть до конца XIX в. единство философии и психологии было синкретичным. Затем началось их размежевание.

2. После указанного размежевания философия приобрела метана- учные функции относительно психологии.

3. Многие исследователи продолжают культивировать синкретическое единство философии и психологии.

4. В современной психологии просматривается отчетливая соотносительность психологических и философских направлений. Но при этом в каждом психологическом направлении используются достижения лишь некоторых философских направлений.

5. По нашему мнению, ранжирование философских и психологических направлений позволяет изжить этот недостаток.