Психология бизнеса в системе психологических наук
Психология бизнеса развивается в тесном контакте с другими отраслями психологии, что определяется как логикой развития науки, так и запросами практики. Учитывая многоплановость бизнеса, разнообразные возможности реализации психологических исследований в этой сфере, можно сказать, что психология бизнеса в зависимости от ракурса работы психолога связана практически со всеми отраслями психологии. Но если рассматривать ядро психологии бизнеса, особенности ее развития, то в большей степени прослеживается связь с психологией труда, организационной, социальной и экономической психологией. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Базисную основу развития психологии бизнеса составляет в первую очередь общая психология, которая изучает познавательную и практическую деятельность человека. Без опоры на сложившиеся представления об общих теоретических принципах, методах и основных научных понятиях невозможна работа профессионального психолога. Но бизнес-психологу это помогает также самоопределиться и сохранить свое лицо в тех динамичных и междисциплинарных условиях, в которых он развивается и работает. Такое же фундаментальное значение имеет и психология личности, изучающая сущность и структуру личности, в ее взаимосвязи с другими людьми, миром, социумом. Обращение к данным, полученным в русле общей психологии и психологии личности, необходимо при проведении многих исследований бизнеса, например, таких как особенности профессиональной деятельности и компетенций, личности предпринимателей и т.д.
В отечественной литературе психология бизнеса рассматривается как прикладное направление экономической психологии (Журавлев, Купрейченко, 2004). Именно в ходе накопления знаний об экономическом сознании и поведении, что составляет в целом предмет экономической психологии, обозначилась потребность в новом подходе по отношению к бизнесу как целостному многоплановому явлению и анализу его психологических проблем. Наиболее близким направлением является психология предпринимательства[1], но вопросы бизнеса изучаются также и в рамках других отраслей экономической психологии, например в психологии принятия экономических решений, проведения переговоров и заключения сделок, психологии экономических кризисов и конфликтов, психологии отношений собственности и финансовой психологии. Основные феномены, которые привлекают внимание экономических психологов в этих областях – это мотивация выбора личностью вида деловой активности, отношения собственников предприятий, руководителей и наемных работников, лидерство и руководство, конкуренция и сотрудничество, феномены совместной жизнедеятельности организаций, проблемы эффективности управления персоналом на разных стадиях развития организации, стимулирование труда работников, этические проблемы, конфликты и др.
В свою очередь, экономическая психология развивалась в русле социальной психологии, направленной на изучение познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний[2]. Закономерности и факты, выявленные в социальной психологии, лежат в основе многих исследований в области психологии бизнеса, особенно в тех случаях, когда рассматриваются вопросы влияния бизнеса как социальной среды на личность. Они играют большую роль в практической работе. Поэтому социальная психология, наряду с психологией общей также составляет содержательное базовое ядро психологии бизнеса.
Очень близким (в некоторых подходах почти синонимичным) направлением психологии бизнеса является организационная психология (organizational psychology), которая изучает психологические проблемы организации и управления, вопросы мотивации, обучения и развития персонала, подбора и отбора кадров для бизнес-организаций, организационного поведения, лидерства и т.д. Интересно, что коучинг как популярный раздел психологии бизнеса в 80-е гг. XX в. выделился из организационной психологии.
Также родственным психологии бизнеса разделом является психология труда (occupational, industrial psychology), в рамках которой на протяжении многих лет проходило изучение человеческого фактора производства, становление понятия трудовой деятельности, основных требований к специалистам в любых профессиональных областях. Психология труда включает в себя разделы, связанные с изучением особенностей деятельности и условий труда применительно к различным профессиям, таким как инженерная психология, военная, юридическая, психология торговли, спорта, творчества и т.п. Собственно и психологию бизнеса в этом смысле можно рассматривать как раздел не только экономической и социальной психологии, но и психологии труда. Дня психологического понимания и объяснения многих процессов, которые происходят в бизнес-среде, актуальны работы классиков психологии труда Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова, Б. Ф. Ломова и др.
Говоря о месте психологии бизнеса в системе науки, можно подчеркнуть ее связь и с другими уже устоявшимися отраслями психологии: возрастной, педагогической, дифференциальной психологией, психолингвистикой, психометрией и т.д.
Возрастная психология или в современных работах, психология развития, исследует развитие психики на всех этапах онтогенеза. Некоторые разделы этого направления имеют прямое отношение к проблематике психологии бизнеса, например акмеология, изучающая механизмы и закономерности достижения человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психология изучает роль процессов обучения и воспитания в развитии психики человека. Система методов, факты и закономерности, исследованные в данном направлении, лежат в основе разработки программ, профессионального обучения, выбора оптимальных методов подготовки персонала и т.п.
Дифференциальная (или сравнительная) психология изучает индивидуальные типологические и другие различия в психических явлениях людей. Принципы и методы этого направления лежат в основе построения типологий личностных особенностей бизнесменов, проведения сравнительных исследований и т.д.
Психолингвистика, которая занимается изучением речевых компонентов психики, языковых средств коммуникации, имеет большое значение для исследования механизмов и особенностей, например, самопрезентации, маркетинг-коммуникаций, психологии рекламы и т.д.
Перечень разделов психологии, с которыми связана психология бизнеса, можно было бы продолжить. Важно подчеркнуть, что психология бизнеса развивается в русле сложившихся в психологии направлений и обогащает их новыми идеями и подходами.