Психология безопасности в социальных учреждениях
Психология безопасности труда – это область знаний, представляющая собой один из разделов психологии труда важнейшее звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.
Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, производства продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий труда. Второй путь состоит в познании субъекта труда – человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.
Система субъективных особенностей трудового процесса обозначается понятием человеческого фактора.
Трудовая деятельность человека представляет собой единство психического и физического. Одновременно она предполагает и цель, план действия, и трудовые движения. Понятно, что в основе деятельности человека лежат физиологические и биохимические процессы, протекающие в его организме, и прежде всего в коре головного мозга. Всякие попытки игнорировать это специфическое для деятельности единство приводят к упрощенному ее пониманию.
Например, рассмотрим деятельность водителя автомобиля, когда он находится на перекрестке дороги. Эта деятельность включает определенные знания как необходимое условие – умение водить автомобиль, знание правил дорожного движения, а также определенные действия – поворот головы, движения глаз, переключение внимания, смена процессов возбуждения и торможения в различных участках коры головного мозга, изменения в сетчатке глаза, понимание воспринятого и целый ряд физических, биохимических, физиологических и психических явлений.
Ни один нормальный человек не хочет, чтобы с ним произошел несчастный случай. И в то же время мировая статистика свидетельствует: подавляюще большинство таких случаев происходит по вине самих пострадавших.
В чем причина такого парадокса? Коротко на вопрос можно ответить так: в психологических свойствах человека, несовершенство которых проявляется особенно в трудовой деятельности, связанной либо с повышенной ответственностью, либо с определенной степенью риска.
Психологические причины несчастных случаев поддаются изучению, а значит и профилактике. Разобравшись в их природе, психологическая наука открывает пути организации безопасной работы, дает эффективные практические рекомендации, полезные как руководителям производства, так и непосредственно исполнителям рискованных работ.
Психология безопасности труда – это применение психологических знаний в области охраны труда. Предметом психологии безопасности труда является человеческая психика, позволяющая ему осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавая ей безопасный характер.
Любая деятельность имеет субъективный характер. Под субъективностью понимается готовность выполнять определенные действия по-своему поступать незапланированно, а в ряде случаев спонтанно, непредсказуемо, а также готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности).
Целью психологии безопасности труда является изучение психики субъекта труда, психических процессов, состояний, свойств личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.
Итак, безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Подтверждением этого является международная статистика, которая свидетельствует, что причинами травматизма в 4% случаев являются опасные условия труда, а 96% – опасные действия, так называемый человеческий фактор.
Возникает вопрос: почему же в наше время – в период научно-технического прогресса – в данной проблеме столь большой удельный вес приобрел психологический фактор? Не вызвано ли это какими-то объективными причинами?
Ответы на вопросы вытекают из общего рассмотрения закономерностей развития человечества, позволяющего усмотреть ряд таких причин.
Первая причина – значительный рост числа и уровня опасностей в труде и понижение непосредственных физических возможностей человека противостоять этим опасностям.
Вторая причина, существенно повысившая число и тяжесть несчастных случаев, – это значительное увеличение цены ошибки.
Третья причина роста травматизма – адаптация человека к опасностям труда. Техника в наши дни дает человеку множество благ, она удовлетворяет многие его потребности. На фоне этого человек забывает, что техника представляет еще и источник высоких опасностей, а интенсивное использование техники повышает вероятность их возникновения. Постоянное общение с техникой притупляет у человека чувство опасности.
Четвертая причина – нарушение правил безопасности труда. Человек адаптируется не только к опасностям, но и к нарушениям правил. Далеко не каждое нарушение правил безопасности влечет за собой несчастный случай. Это и имеет отрицательную сторону. Человек, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какой-то выигрыш в труде, потом в поиске новых выгод будет снова повторять подобные нарушения, не задумываясь над тем, что данное нарушение может рано или поздно завершиться несчастным случаем.
Поскольку указанные причины оказываются в значительной мере психологическими, то наука психология становится одним из важнейших средств, помогающих использованию человеческого фактора для обеспечения безопасности в трудовой деятельности.
Вредное воздействие большинства источников опасности может быть уменьшено за счет технико-технологических мер, обязательного соблюдения установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности.
Психические свойства (качества личности) могут значительно изменить подверженность несчастным случаям. Если человек непригоден для данной работы, например из-за дефекта какого-то органа чувств или чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в значительно большей степени, чем другим лицам в той же обстановке. Но точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неправильный подход по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении.
Факторы, усиливающие подверженность работников опасности несчастных случаев, могут быть разделены на две большие группы:
• факторы, устойчиво повышающие подверженность работника опасности,
• факторы, временно повышающие подверженность работника опасности.
Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности:
1. Функциональные изменения в нервной системе или в других органах, имеющие болезненный характер, которые хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, повышая подверженность опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, головная боль и т. п.)
2. Различные изъяны органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота и др.
3. Нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы, приводящие к тому, что человек становится неспособным с должной быстротой и точностью реагировать на внешнее воздействие, и это играет главную роль в возникновении большинства несчастных случаев. Неточные, поспешные или запаздывающие действия и движения – причина многих травм.
4. Дефекты, возникающие в согласованности и координации движений, что проявляется в неловкости.
5. Врожденные свойства нервной системы: ее слабость и инертность. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью и склонностью к растерянности и страху.
Таким образом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий.
Факторы, временно повышающие подверженность опасности:
1. Неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность, что часто бывает причиной травм.
2. Неосторожность, проявленная даже в течение небольшого промежутка времени, что может иметь трагические последствия.
3. Информационные помехи и информационные перегрузки. Опасность возрастает при воздействии этого фактора. Человек не смог принять верную информацию, и это привело к ошибке.
4. Информационная недогрузка – информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия, либо человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации.
5. Факторы риска при обработке информации – неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и др.
6. Факторы риска при принятии и реализации решений. Эти факторы связаны с недостатком информации, лимитом времени на принятие решений, а также с неадекватностью реакций, затрудненностью действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места. В этом случае для снижения риска несчастных случаев необходимо осуществить эргономическую оптимизацию оборудования, рабочего места, оптимизацию информационной нагрузки.
7. Функциональное состояние человека. Под этим фактором понимается комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека.
8. Психическое состояние. Под этим фактором понимается характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражающих явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В группе психических состояний выделяют эмоциональные состояния и состояния стресса.
Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние.
Внешние, экстремальные факторы – это такие, характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. В случае формирования адекватной реакции, т. е. реакции, направленной на преодоление действия экстремального фактора, наблюдается, как правило, состояние эмоционального напряжения, мобилизации ресурсов.
Внутренние эмоциональные факторы – это такие характеристики нервной деятельности, как темперамент, уровень тревожности, уровень ригидности (способности перестройки поведения), уровень невротичности (функциональных патологических нарушений нервной системы) личности и др. Они, как правило, определяют уровень той или иной реакции человека.
Состояние стресса – это когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров (механические повреждения, инфекции, большие физические нагрузки, термические, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и др.). Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающимися в себя стадию тревоги, стадию повышенной сопротивляемости организма и стадию истощения.
9. Неопытность. Практический опыт является фактором, снижающим подверженность опасности несчастного случая; профессиональный опыт, стаж работы человека влияют на повышение его безопасности.
10. Неосторожность и осторожность.
Неосторожность – это такой фактор, который увеличивает подверженность опасности несчастных случаев в течение какого-то времени одного рабочего или целых коллективов.
Противоположный фактор – осторожность. Однако нельзя отождествлять осторожность и неуверенность. Осмотрительность осторожного человека основана на хорошем знании условий труда, спокойном отношении к опасности, отработанном до совершенства автоматизме действий и постоянном сознательном контроле над ними.
Таким образом, неосторожность, возникающая из-за неправильного отношения к опасности, может значительно повысить возможность несчастного случая. Одним из методов снижения этой подверженности является выработка осторожности путем преодоления беспечности в поведении, формирования профессиональной зрелости и сознательной самодисциплины.
11. Утомление приводит к возникновению тех отрицательных явлений, которые подавляют интерес рабочего к выполняемой работе, снижают его работоспособность. С точки зрения подверженности рабочего опасности несчастного случая утомление является весьма существенным фактором.
Безопасность работы может быть достигнута тогда, когда в действиях и поступках работника органически соединяются профессиональные знания и навыки с требованиями безопасности работы. Предписания охраны труда, меры по технике безопасности не могут быть какими-то дополнениями к требованиям, предъявляемым работнику как специалисту, они должны составлять для него элементы условий труда и трудового процесса. Это один из основных принципов психологии безопасности труда. Его осуществление должно являться составной частью профессионального образования.
Для обеспечения безопасности трудовой деятельности работник должен в процессе исполнения трудовых функций непрерывно или периодически отражать в своем сознании определенную часть производственных факторов, оценивать их опасность и адекватно реагировать (действовать).
Любой трудовой процесс можно рассматривать как цепь психомоторных актов (операций). Большинство операций содержит три фазы.
Первая фаза. Ощущения и восприятие рабочего пространства, элементов производственной среды, в том числе предмета и орудий труда. Иначе говоря, прежде чем начать что-то делать, необходимо осмотреться. Ощущения – психофизиологический процесс приема сигналов (внешних и внутренних раздражителей) через органы чувств. Восприятие – психический процесс анализа и синтеза ощущений, в результате которого наступает целостное отражение в мозге предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств человека.
Вторая фаза. Мышление. Мышление – психический процесс осмысливания воспринятого, постижение его сущности, связей и отношений. В ходе мышления образы, созданные в мозге как результат восприятия, анализируются, оцениваются по ряду критериев, после чего принимается (или не принимается) соответствующее оценке решение.
В ходе принятия решения делается выбор (поиск) приемлемого (на взгляд работника) варианта действий. Но не только: вырабатывается модель (проект), каким образом, в какой последовательности будет реализовано это действие, каков должен быть его результат. Таким образом, мышление – это непрерывная переработка и синтез поступающей извне информации и информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти человека, в целях принятия решения о необходимых действиях.
Третья фаза. Действие. Действие может выражаться в форме физического воздействия на орудия труда, рычаги управления и другие предметы труда. Эти воздействия характеризуются величиной усилия, скоростью, точностью, координацией,
334
темпом. В то же время действие может быть в форме перемещения работника в пространстве рабочего места, в речевой форме, в форме жестов.
В практической деятельности рассмотренные три фазы при многих операциях протекают слитно, как непрерывный сенсомоторный акт. Такова в общих чертах структура трудовой деятельности, протекающей на рабочем месте при нормальном течении производственного процесса.
Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Обобщение материалов расследований производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к 4 группам (классам) причин:
A. Не умеет – это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.
Б. Не хочет, т. е. работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.
B. Не может – это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение и желание, допускает опасное действие.
Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т. д.
В обобщенной форме причины опасных действий работников представлены в таблице.
Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом эти причины именуются человеческим фактором.
Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, это производственная среда, в которой протекает деятельность работника.
Причины опасных действий специалистов
Класс причин |
Непосредственные причины |
Причины более высоких уровней (организационные причины) |
А. Не умеет |
Недостаточные профессиональные знания Не владеет специальными методами, приемами, навыками Не способен к обучению, самообучению |
Некачественное профессиональное образование Неэффективная система профессионального образования Неэффективная система повышения квалификации Неэффективная система профессионального отбора |
Б. Не хочет |
Негативная психологическая установка Недостаточная мотивация Недобросовестность Безответственность Недисциплинированность Пассивность Предрасположенность к риску Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности |
Неэффективная система стимулирования Неэффективная система пропаганды, воспитания Неэффективная система профессионального отбора Неэффективная (по критерия безопасности) система организации и оплаты труда |
В. Не может |
Временное или хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т.п. Эмоциональная неустойчивость Импульсивность Нерешительность, боязнь, безволие Алкогольное (наркотическое) опьянение Недостаточный уровень интеллектуальных способностей и волевых качеств |
Неэффективная система профессионального отбора Неэффективная система лечебно-профилактических мероприятий Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье) |
Г. Не обеспечен |
Не обеспечен необходимой информацией, нормативными или технологическими документами Не обеспечен оргсредствами и средствами коммуникации Недостаток времени Несоответствие условий труда санитарно-гигиеническим нормам |
Неудовлетворительная организация труда Неэффективная система управления производством, в частности, не определены (или неправильно определены) обязанности, права и отвественность Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест |
Таким образом, если кратко сформулировать те важные с психологической стороны требования, которые предъявляются к субъективным условиям безопасности труда, то наиболее существенными задачами в этом направлении будут следующие:
1. Учитывая особенности нервной системы каждого сотрудника, нужно попытаться определить, кому из них и в какой мере угрожает несчастный случай именно на данной работе.
2. Пригодность сама по себе еще не гарантирует сокращения подверженности несчастным случаям, исключительно важную роль играют профессиональные знания и выработка форм поведения, необходимых для приспособления к опасности.
3. Защищенность, сформировавшуюся в процессе обучения и практики, следует постоянно подкреплять, т. е. вновь и вновь напоминать рабочим об опасности несчастных случаев и путях ее предупреждения.
4. Кроме обучения и разъяснительной работы необходимо постоянно контролировать соблюдение правил предупреждения и предотвращения несчастных случаев, выполнение мер техники безопасности, а в случае нарушения привлекать лиц, допустивших ошибки в поведении, к строгой ответственности.