Психологические понятия в гражданском процессе
Проблема использования психологических понятий в гражданском процессе связана с рассмотрением гражданских дел в суде.
Неотъемлемая часть гражданского законодательства – вопрос о правоспособности, ОГЛАВЛЕНИЕ которой регламентируется ст. 18 ГК РФ. Правоспособность граждан рассматривается как их способность иметь гражданские права и обязанности (ст. 31 ГПК РФ).
Правоспособность тесно связана с дееспособностью. Под этим термином закон понимает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Дееспособность зависит от психического состояния лица: здоровый человек правильно воспринимает ситуацию и регулирует свои действия. Наличие психических расстройств указывает на отсутствие дееспособности: человек, который не понимает значения своих действий и не может руководить ими, признается судом недееспособным.
Признать гражданина недееспособным можно при подтверждении факта:
а) психического расстройства (психического заболевания или иного болезненного состояния психики);
б) неспособности понимать значение своих действий и руководить ими;
в) наличия причинной связи между первыми двумя пунктами.
Необходимо учитывать, что в нормах материального права медицинский (психиатрический) критерий отличается от психологического. Последний характерен для случаев деформации осознанности и волеизъявления (например, аффективное состояние).
Судебная практика идет по пути своевременного исследования обстоятельств дела психиатром и психологом, т.е. комплексного их изучения. Доказательственное значение результатов психологических исследований определяется через соотносимость некоторых юридических и психологических категорий: дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и др.; способность в полной мере осознавать значение своих действий и (или) руководить ими; способность сторон, свидетелей (как взрослых, так и несовершеннолетних) правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; личностные особенности сторон в деле; ОГЛАВЛЕНИЕ и иерархия основных мотивационных линий личности и др.
Психологические познания в гражданском процессе применяются по следующим делам:
1) о признании недействительными сделок с пороками воли (ст. 177-179 ГК РФ);
2) о возмещении ущерба, причиненного дееспособным гражданином, не способным в момент причинения ущерба понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 1078 ГК РФ);
3) по регрессным искам о возмещении вреда (ст. 1079 ГК РФ) и в случаях, когда необходимо выяснить, не действовало ли лицо при условиях, указанных в ст. 107 УК РФ (отграничение составов правонарушений);
4) в спорах о праве на воспитание детей (ст. 65–69, 72, 73, 76, 140, 141 С К РФ) и по другим делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.
Особое внимание суды должны уделять делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей. Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении подобных дел является ограниченное использование психологических познаний. Психологи могут установить конкретные условия воспитания (а не только материального содержания) детей, особенности психологического развития ребенка, отношение детей к родителям (фактическим воспитателям), положительное или отрицательное воздействие родителей (воспитателей) на развитие детей, а также личностные качества родителей, личную привязанность ребенка.
Семейный кодекс РФ установил ряд типичных обстоятельств материально-правового характера, имеющих психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ. К ним относятся: влияние поведения родителей (воспитателей) на психическое состояние и развитие детей (в делах, квалифицируемых по пунктам ст. 65, ст. 66, 68, 73, 76,146 СК РФ); степень привязанности ребенка к родителям (воспитателям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же статьи СК РФ); при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (о лишении родительских прав) – уклонение от выполнения обязанностей родителей; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми (в том числе физическое или психическое насилие); учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Изложенное позволяет сделать вывод, что установление фактов, имеющих психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ, невозможно без судебно-психологической экспертизы.