Психологические механизмы интеракции
При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлияния людей. К числу таких механизмов относят следующие.
Убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений.
Внушение - процесс передачи информации, основанный на ее не критическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмоционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправленное, персонифицированное воздействие на человека (или социальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики. Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, личностных особенностей коммуникатора, от установок личности реципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрессовости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становится более эффективным при возрастании авторитета источника воздействия, доверия к нему.
Психическое заражение - бессознательная, невольная подверженность человека психическим эмоциональным состояниям. Под влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция социальной группы, масс людей. И это может происходить как на позитивной, так и на негативной основе. Особенно опасны групповые панические состояния, при которых у людей утрачивается контроль за своим поведением. Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде, при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухудшением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей.
Подражание - принятие и воспроизводство человеком демонстрируемых другими черт и образцов поведения, действий, ношения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и человеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, общества и его прогресс. Подражание - один из источников социальных конфликтов, когда возникают противоречия между различными направлениями подражания (например, между сложившимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). Па механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического феномена, как мода.
Подражание может быть различным: от слепого копирования до осознанно-мотивированного.
Основные законы подражания:
- оно идет от внутреннего подражания к внешнему (духу религии подражают раньше, чем ее обрядам);
- низшие подражают высшим;
- отстающие подражают впереди идущим, младшие - старшим;
- чем более высок уровень развития личности, тем менее она подвержена действию механизма подражания.
Психическое принуждение, в основе которого находится механизм психического давления с использованием властных отношений. Такие отношения - результат как правового, так и социально-психологического регулирования взаимоотношений людей. С помощью психического принуждения осуществляется передача образов поведения, действий, ношения одежды и т.п. вопреки желаниям реципиента.
Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить рекомендуемую литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникативного потенциала, как общего, так и профессионального, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практическую работу.