Психодиагностические методы

Рассматривая основной метод естественных наук – эксперимент, мы понимаем, что во многих так называемых гуманитарных и социальных науках он практически неприменим. Например, если в экономике, социологии, филологии, истории, политологии, правоведении и ряде других наук говорят об экспериментах, предметом которых являются люди, то, скорее всего, это будет психологический эксперимент с интерпретацией результатов в контексте какой-либо изначально неэкспериментальной науки. Скажем, если мы изучаем отношение людей к историческому факту, закону, политическому лидеру или олигарху методом опроса, то это не является экспериментом и может применяться в любой науке, включая психологию.

Эксперимент – это особый метод. Психологический эксперимент выполняется во многом по правилам, установленным в экспериментальной науке вообще, но может иметь и свою специфику, которую обязательно нужно учитывать. Например, многие социологи болезненно воспринимают тот факт, что психологи используют анкетирование как метод сбора психологической информации. Однако легко можно заметить, что и обычные анкеты, и вербальные стандартизованные опросники, напоминающие социологические анкеты, а также методы обработки и интерпретации получаемой информации в социологии и психологии часто существенно различаются.

Скажем, сравнивая стандартизованный вербальный психодиагностический тест, применяемый в психологии для оценки устойчивого личностного качества, и традиционную социологическую анкету, предназначенную для изучения общественного мнения по какому-либо важному вопросу, мы увидим существенную разницу как в методологии, так и в методике сбора и анализа информации. Прежде всего следует обратить внимание на то, что выборка в психологическом исследовании с применением вербального стандартизованного психологического теста по размерам будет отличаться от той, которая необходима для надежной социологической анкеты. Дело в том, что стандартизованные психодиагностические тесты всегда проходят этап предварительной разработки, где на больших выборках (иногда это тысячи человек) строится некий стандарт, который закладывается в тест, после чего результаты исследования характеристик отельных людей сравниваются именно с этой стандартной выборкой.

Таким образом, если психолог дает вербальный тест небольшой группе людей, то он не строит стандарт (распределение) каждый раз заново по отношению именно к этой небольшой группе, а использует тот стандарт (выборку), который до него построили разработчики теста. Значит, психолог может предложить заполнить вербальный стандартизованный опросник даже одному человеку, но измеряемое индивидуально-психологическое (личностное) свойство человека будет определено (измерено) по тому, как оно представлено у других людей. Здесь измерение проводится на основе ответов на те вопросы, которые до этого уже предлагались тысячам людей с разной выраженностью данного свойства в психике. Именно поэтому можно использовать стандартизованные вербальные психодиагностические тесты для оценки и измерения устойчивых психологических характеристик даже одного человека. Если психолог для исследования использует группу людей, например 60 человек, и применяет для этого стандартизованные психодиагностические тесты, то, скорее всего, он проводит эксперимент для изучения причины того или иного явления методом контрольной и экспериментальной групп, используя опросник как вспомогательное средство, например с целью формирования групп с нужной композицией (гомогенные – гетерогенные).

Возможно, такой тест используется для установления статистических связей, т.е. проводится корреляционный анализ методами параметрической или непараметрической статистики. Однако в любом случае за малыми выборками стоят выборки большие, которые дают информацию о людях, обладающих теми же свойствами, что и участники небольших, например лабораторных, экспериментальных групп. Это очень важно отметить, так как в отличие от социологических анкет, стандартизованные психодиагностические опросники при их разработке всегда проходят специальные процедуры оценки валидности (конвергентная, дискриминантная, внешняя валидность и др.), а также надежности тестов. В последнем случае рассматриваются чаще всего устойчивые во времени личностные характеристики, которые не изменяются в течение очень длительного времени или даже всей жизни конкретного человека.

В свою очередь, социологические анкеты, как правило, измеряют мнения, отношения людей к чему-либо, социальные установки и пр. Но, как известно, мнение человека по тому или иному вопросу либо его отношение к тому или иному явлению не являются устойчивыми во времени и могут быстро меняться в зависимости от новой информации, получаемой человеком из СМИ, Интернета или от людей, с которыми он непосредственно общается.

Вербальные психодиагностические опросники могут состоять из 200– 500 и даже более вопросов. Разумеется, при обследовании больших выборок, которые требуются для точного социологического анализа, такие методики неприемлемы. Вот почему прикладная социология чаще всего строит свою работу по принципу мониторинга (непрерывного или регулярного периодического анализа), а психодиагностика – по принципу применения большого количества разнообразных тестов, но на небольших выборках.

Социологические анкеты, как правило, не позволяют устанавливать причины тех или иных явлений. Они дают возможность выявлять закономерные связи ответов на одни вопросы с другими вопросами, а также статистическую значимость различий в ответах респондентов на вопросы анкеты. Здесь, как правило, фиксируются субъективные оценки, которые предполагают использование непараметрических шкал, а значит, процедура проведения ряда методов, например факторного анализа и некоторых других, оказывается некорректной.

В известном смысле социальные психологи подбирают истину за социологами, как воробьи собирают хлебные крошки за голубями. Опыт показывает, что многие экономисты предпочитают социологические методы сбора информации психологическим. Это связано с тем, что процедура и методология социологического исследования им кажется проще, понятнее и надежнее в отличие, например, от психологического, которое требует специальной теоретической подготовки и знания общей психологии, психофизиологии, нейропсихологии и пр.

Сегодня в мировой практике существует огромное количество психодиагностических тестов. Авторами известных отечественных тестовых методик являются В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский, Л. Н. Собчик, А. Г. Шмелев, Д. А . Леонтьев и др. Психодиагностические методы применяются в научных исследованиях и широко распространены в практике профессиональной психодиагностики и профотбора, в педагогике, психотерапии, психиатрии, в различных видах разработки технических устройств (транспорт, связь, промышленное производство, оборона и пр.). В целом под психодиагностическим тестом подразумевают математически обоснованную процедуру, которая позволяет количественно или качественно измерить выраженность какого-либо психического процесса у человека, его эмоциональные состояния, свойства личности, способности или интеллектуальный потенциал и многое другое.

Помимо вербальных психодиагностических тестов (Р. Б. Кеттелла, Г. Айзенка), интеллектуальных тестов (А. Вине, Г. Айзенка, Р. Армтхауэра, Д. Векслера) широко применяются проективные и полупроективные тесты (Г. Мюррея, С. Розенцвейга, Г. Роршарха, Л. Сонди и др.), цветовые тесты (М. Люшера и др.), представленные на рис. 3.3, а также различные аппаратурные методы, о которых говорилось выше (см. рис. 3.2).

Рис. 3.3. Стимулъный материал некоторых проективных тестов:

а – тест Роршаха; б – тест Розенцвейга; в – тест тематической апперцепции (ТАТ); г – тест Сонди

Психология, как и любая другая современная наука, не может объяснить всего, что окружает человека. Но, как ни странно, в этом состоит ее сила, а не слабость. Ведь наука стремится к достоверным объективным знаниям и потому объясняет лишь то, что имеет четкие экспериментальные доказательства.