Прямое участие государства в конкурентных отношениях
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ (далее – органы власти) выражают интересы государства как специального правового образования, способного не только к осуществлению публично-правовых функций, но и к самостоятельному участию в частноправовых отношениях, основой для которого, в частности, выступает гл.5 ГК.
Согласно ст. 124 ГК субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В этом случае к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК).
Антимонопольное законодательство, базируясь на нормах ГК, допускающего участие органов власти в частноправовых отношениях, не может не учитывать этого. В рамках отношений, связанных с защитой конкуренции, Закон о защите конкуренции в целях исключения негативного воздействия на конкурентную среду предусматривает возможность участия органов власти в частноправовых отношениях с рядом оговорок.
В этом случае деятельность органов власти связана с реализацией не публичной компетенции, а хозяйственной, направленной на создание условий для деятельности органов власти, проведение торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, передачу прав на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, и пр. В связи с этим в отношении органов власти устанавливаются ограничения и запреты[1], направленные на создание конкурентных условий взаимодействия с ними и воспрепятствование использованию публичной компетенции в частноправовых отношениях.
В ст. 16 Закона о защите конкуренции введен запрет на соглашения между органами власти или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленный ст. 15 Закона о защите конкуренции запрет органам власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), связан с реализацией публичной компетенции.
Части 2 и 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, устанавливая общие антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, в отношении органов власти специально предусматривают ряд дополнительных условий. Так, наряду с общими запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок, запроса предложений являются органы власти, а также при проведении торгов, запроса котировок , запросе предложений в случае закупок товаров, выполнение работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок. Кроме этого, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции определяет, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за устанавливаемыми ею исключениями.
Отбор финансовых организаций для оказания предусмотренных ст. 18 Закона о защите конкуренции финансовых услуг осуществляется органами власти путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Статьи 19–21 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных или муниципальных преференций отдельным хозяйствующим субъектам, обеспечивающих последним более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Таким образом, антимонопольное законодательство содержит механизмы, позволяющие ограничить или запретить использование органами власти публичной компетенции при их прямом участии в конкурентных отношениях.