Водный налог
Водный налог – прямой федеральный имущественный налог, порядок обложения которым установлен гл. 25.2 НК РФ.
Налогоплательщиками водного налога в соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование. Указанные субъекты наделяются правом пользования водным объектом.
Понятие водопользования, а также регулирование его отдельных режимов закреплено гл. 5 ВК РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Пункт 8 ст. 1 ВК РФ определяет, что водопользователь – физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).
Водный режим – это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ст. 1 ВК РФ).
Для целей регулирования налоговых отношений и отношений, складывающихся в процессе водопользования, законодатель по-разному классифицирует виды пользования водными объектами в зависимости от способа (табл. 2).
Таблица 2
Способы водопользования
Пункт 3 ст. 38 ВК РФ |
Статья 333.9 Н К РФ |
Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты |
Забор воды из водных объектов |
Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты |
Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях |
Водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов |
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики |
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях |
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.
В соответствии со ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, указанных в данной статье.
Водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования:
1) для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Водные объекты предоставляются в пользование на основании решении об их предоставлении в пользование:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных и (или) дренажных вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Не требуется наличие договора или решения о предоставлении водного объекта в пользование в случаях:
1) судоходства (в том числе морского), плавания на маломерных судах;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, товарного рыбоводства, охоты и т.д.
Признание лица плательщиком водного налога подтверждается наличием правоустанавливающего акта, закрепляющего за ним право на пользование водным объектом.
Порядок предоставления водного объекта в пользование регламентируется Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование".
В соответствии с п. 1 ст. 333.9 НК РФ к объектам обложения относятся:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
В п. 2 ст. 333.9 НК РФ перечислены те случаи водопользования, когда у субъекта не возникает обязанности по уплате налога. Так, в частности, не признаются объектами налогообложения водные объекты, использующиеся в целях обеспечения общественной безопасности, обороноспособности, обеспечения нормального функционирования оборудования (не влекущее извлечение дохода от такого водопользования) и т.д.
Налоговая база в процессе исчисления водного налога определяется самостоятельно по каждому из объектов налогообложения. При этом п. 2–5 ст. 333.10 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из характера водопользования.
При заборе воды исчисляется объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Данное исчисление возможно выполнить тремя способами:
1) по фактическому потреблению на основании данных измерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
2) исходя из времени работы и производительности технических средств;
3) исходя из норм водопотребления.
При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины, учитывается площадь предоставленного водного пространства. Она определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики определяется количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база представляет собой произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговая ставка, применяемая при исчислении водного налога, различается в зависимости от вида водопользования, а также экономического районирования и водного объекта (ст. 333.12 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ для целей обеспечения водоснабжения населения величина налоговой ставки закрепляется фиксировано, из расчета 70 руб. за 1000 куб. м воды, забранной из водного объекта.
Для предотвращения серьезного изменения водных режимов в НК РФ установлено прогрессивное исчисление суммы налога исходя из нормативного потребления при заборе воды. В случае превышения указанных лимитов, ставки, установленные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, повышаются в пять раз.
Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентируется ст. 333.13–333.14 НК РФ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму уплачиваемого налога, с учетом всех видов водопользования, осуществляемых им. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится по месту нахождения водного объекта.
Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Отчетный период по водному налогу совпадает с налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Порядок представления отчетности по водному налогу различается для отдельных групп налогоплательщиков (ст. 333.15 НК РФ).
Так, если налогоплательщики по общему правилу представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта, крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Порядок заполнения декларации по водному налогу установлен приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения".