Проверка исполнения требований закона при применении к лицам, содержащимся в СИЗО, мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия.

При содержании в СИЗО фактические возможности заключенных под стражу и осужденных по защите своих прав ограничены. Поэтому вопросы обеспечения законности при применении к ним мер дисциплинарного воздействия являются приоритетной составляющей надзорной деятельности прокурора. К лицам, содержащимся в СИЗО, в зависимости от поведения могут применяться меры поощрения и взыскания, предусмотренные ст. 37 и 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. Прокурор должен незамедлительно пресекать случаи неоправданного предоставления подозреваемым и обвиняемым дополнительных льгот и поощрений и одновременно следить за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали обстоятельствам совершенного проступка.

Установленный указанными нормами Закона перечень поощрений и взысканий является исчерпывающим. В связи с этим прокурору необходимо проверять, не применяются ли к подозреваемым и обвиняемым меры воздействия, не предусмотренные законом. Сведения о применении мер дисциплинарного характера отражаются в ведомственных статистических отчетах. Изучая отчетность, прокурор оценивает в динамике уровень применения администрацией СИЗО мер воздействия, в том числе по видам взысканий. В сочетании с иными сведениями эти данные позволяют оценить в целом состояние законности в СИЗО.

Проверка законности применения мер взыскания должна начинаться с изучения материалов о водворении в штрафные помещения лиц, содержащихся в них на момент обхода. Одновременно следует изучить документацию по учету лиц, водворенных в штрафные помещения, и выделить лиц, содержавшихся в данных помещениях ранее, с личными делами которых следует более подробно ознакомиться в отделе специального учета для оценки законности наложения взысканий. При этом прокурор должен установить факт наличия правонарушения и проверить, соблюден ли порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности. Следует обращать внимание на то, обеспечивается ли при применении дисциплинарных взысканий индивидуальность воздействия, учитываются ли обстоятельства совершенного проступка и данные о поведении лица, его допустившего, виновность и пр. В этих целях прокурор изучает послужившие основанием для применения мер взыскания и подтверждающие нарушение режима документы: постановление начальника учреждения, рапорты, докладные записки сотрудников учреждения, письменные объяснения нарушителя и очевидцев, акты медицинского освидетельствования при алкогольном (наркотическом) опьянении, протоколы обысков, справки о предыдущих поощрениях и взысканиях и пр.

В случае если прокурор придет к выводу о недоказанности факта нарушения, постановление начальника СИЗО или его заместителя в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре отменяется, а если взыскание в виде заключения в штрафное помещение находится в стадии исполнения – заключенный из него немедленно освобождается.

Подобные меры прокурор принимает также при нарушении порядка наложения взыскания, когда отсутствует объяснение подозреваемого или обвиняемого по существу допущенного нарушения или не оформлен соответствующий документ об отказе дать объяснение, правоприменительный акт о наложении взыскания вынесен неуполномоченным должностным лицом, не соблюден 10-дневный срок наложения взыскания, не соблюдены сроки исполнения взыскания и пр.

В силу требований ст. 77.1 УИК установленный Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ порядок применения мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия распространяется также на осужденных, привлекаемых к участию в уголовном судопроизводстве по другому делу. Так как СИЗО не выполняет в отношении лиц данной категории функции исправительного учреждения, порядок изменения им условий отбывания наказания, установленный УИК, к данным лицам администрацией СИЗО применяться не может.