Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
В соответствии со ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда независимо от срока давности несчастного случая проводит дополнительное расследование:
– при выявлении сокрытого несчастного случая;
– поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоящего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
– получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением технического инспектора труда профсоюзов, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор по охране труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его председателя) или государственного инспектора по охране труда.
Заключение государственного инспектора труда представляет собой письменно оформленное решение государственного инспектора труда по определенным вопросам, связанным с соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которое является обязательным для работодателя и его представителя. Заключение содержит:
– сведения о пострадавшем;
– время и место несчастного случая;
– основания для проведения расследования;
– краткое описание места происшествия;
– обстоятельства несчастного случая;
– другие необходимые сведения по Форме 5, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
В соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда, установленными нормами ст. 356 ТК РФ, при осуществлении функций в установленной сфере деятельности государственный инспектор труда по запросам работодателей может готовить и выдавать заключения о соответствии производственных объектов требованиям охраны труда по форме № 17-ИТ, утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 декабря 2004 г. № 47.
Кроме того, в соответствии с и. 3 ст. 32.12 КоАП РФ при рассмотрении судебным органом вопроса о досрочном прекращении административного наказания в виде административного приостановления деятельности но запросу судебного органа государственный инспектор труда, ранее составивший протокол об административном правонарушении, готовит и представляет в судебный орган заключение об устранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от 12 сентября 2005 г. № 317.