Процесс управления и его элементы
Процесс управления представляет собой совокупность логически связанных между собой управленческих действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации и направленных на достижение цели [3]. Процессы подразделяются на первичные и производные; одноступенчатые и многоступенчатые; скоротечные и продолжительные; полные и неполные; регулярные и нерегулярные; своевременные и запаздывающие и т.п.
Их особенности определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения; их структура; нормы; правила и др.) так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами.
В совокупности управленческие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз, подразделяемых на стадии, этапы, каждый из которых характеризуется решаемыми в его рамках задачами.
К фазам процесса управления относятся:
1) поступление сигнала из внешней среды или самой организации о возникшей проблеме;
2) отбор информации, необходимой для принятия решения исходя из его значимости и полезности для субъекта (из внешней среды) и о состоянии контролируемого параметра, степени достижения цели (из внутренней среды);
3) выработка и принятие решения;
4) доведение решения до исполнителя, организации его выполнения;
5) контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;
6) вознаграждение или наказание исполнителей.
Система управленческой деятельности состоит из трех элементов: работник, ситуация, процесс.
Целью конкретного управленческого процесса является изменение, или наоборот, сохранение управленческой ситуации, т.е. такой совокупности обстоятельств, которая может (в будущем) положительно или отрицательно повлиять на бизнес-систему.
Ситуация характеризуется: продолжительностью; остротой; местом и причинами возникновения; ОГЛАВЛЕНИЕм; скоростью, продолжительностью (реактивно возникающие управленческие ситуации в основном краткосрочны) и направленностью протекания процессов, числом и кругом участников; важностью, сложностью, перспективами развития и т.п.
При изменении ситуации изменяются задачи и методы управления.
Объектами управления являются:
– деятельность (планирование, постановка задач, контроль);
– люди (обеспечение сотрудничества, кадровая политика, мотивация, обучение);
– внешние связи;
– организация как таковая, процессы совершенствования системы, структуры, технологии деятельности и самого управления.
Управленческую деятельность осуществляет субъект – лицо (человек, подразделение, организация), которое способно выбрать собственные цели и способы их достижения, конкретные функции, тип поведения. Он обладает суверенностью, возможностью определять свою судьбу.
К элементам процесса управления относятся: управленческий труд, его предмет и средства.
Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее решения. Исходная информация в результате обработки превращается в управленческое решение, служащее руководством для осуществления конкретных действий.
При этом важно обеспечить так называемый организационный порядок (совокупность сформированных норм и связей), обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений, что ускоряет и упрощает работу аппарата управления.
Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению операций с информацией – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает реализацию отдельных задач.
Он относится большей частью к категории умственного труда, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в двух формах: эвристической и административной. Такой труд требует инициативности в принятии решений (и одновременно умения подчиняться), повышенной ответственности.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем, стоящих перед управляющими, и разработке вариантов их решений – организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, координация деятельности подчиненных, контроль, оценка, мотивация; проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.
Труд в управлении подразделяется на следующие виды:
– функциональный (по комплексам деятельности и операциям);
– профессиональный;
– квалификационный;
– организационно-технологический (по операциям и уровням).
Важнейшим признаком административного труда является целевое управляющее воздействие, которое помогает исполнителю работать лучше.
Различаются следующие воздействия:
– пассивное, непосредственно не влияющее на работников, а лишь регулирующее их поведение (правила);
– активное (ограничивающее или предупреждающее негативное поведение; поощряющее позитивное).
По типу воздействие может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой, критикой и др. По форме – непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким. По способу – официальным и неофициальным, которое дополняет официальное и сегодня считается более предпочтительным (многие ситуации разрешаются только на его основе).
Целевое управленческое воздействие можно осуществлять только при наличии определенной ценностной ориентации и при его соответствующей технологической разработке специальными лицами. В результате возникает разделение на управляющих, обладающих властью, и управляемых, обязанных им подчиняться.
В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
В-третьих, потребностью оперативно, самостоятельно действовать, брать на себя риск и нести ответственность за последствия.
Управленческий труд как процесс взаимодействия субъектов при выполнении управленческой задачи состоит из отдельных работ, объектом которых являются один или группа носителей информации (чаще всего документы). Работы от момента поступления сведений до передачи их в преобразованном виде другим лицам в форме устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и др.) для исполнения или хранения.
Каждая работа представляет самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которой информация, являющаяся его предметом, подвергается однократному изменению или перемещению). Число таких операций может достигать 1000, а каждая из них содержать до 20–30 элементов.
К разновидностям управленческих операций относятся:
– сбор, изучение, обработка и анализ информации;
– формулировка выводов;
– оформление результатов.
Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.
Творческие операции (наиболее сложные) предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.
Логические операции выполняются но заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и, в отличие от первых, регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.
Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.
По оценкам, удельный вес творческих операций у руководителей составляет 60%, у специалистов – 40%, у технических исполнителей доля логических операций – 20%.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, ОГЛАВЛЕНИЕ составляющих его операций, называется управленческой процедурой.
Эта процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, ОГЛАВЛЕНИЕ и быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры обеспечивают:
– организационный порядок и рациональную последовательность выполнения управленческих работ;
– равномерную загрузку, согласованность и единство действий персонала;
– принятие решений на оптимальных уровнях управления;
– экономию времени;
– ограничение субъективного влияния на принятие решения вышестоящих руководителей.
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает его от личной зависимости. Но одновременно с ограничением произвола ограничивается свобода действий и увеличиваются бюрократические препоны.
В процессе функционирования и развития организации некоторые ее элементы приобретают дисфункциональные свойства, которые необходимо нейтрализовать.
Эта задача решается путем регулирования – разновидности управленческой деятельности по созданию необходимых условий для осуществления элементами, частями организации своих текущих функций и для развития в соответствии с заданными параметрами и конкретными задачами при изменении ситуации.
Регулирование осуществляется путем:
– устранения причин, вызывающих отклонения;
– компенсации возмущений;
– приведения всех процессов и элементов в режим, который отвечает нормативным требованиям.
В результате устраняются рассогласования в процессе выполнения функций организацией в целом и ее элементами и поддерживается необходимый режим функционирования.