Процессуально-методологические схемы исследования систем управления
Процесс осуществления исследования может быть построен по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования – это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.
Этапы исследования характеризует комплекс операций, определяющих качественное различие деятельности в процессе его проведения. Такими этапами могут быть цель, накопление информации, обучение (образование), концепция, гипотеза, проблема, рецепт, проект, рекомендации, решение, модель, методика.
Методологическая схема исследования – комплекс, сочетание, выбор приоритетов, последовательность основных элементов методологии: концепции, гипотезы, проблемы, анализа, подхода, методов, проекта, рекомендаций, модели, цели, решений, рецепта, образования.
Исследования разных видов предполагают различные процессуально-методологические схемы их проведения. Например, для исследования стратегии необходимо начинать с разработки цели и концепции, а при исследовании какого-либо частного вопроса в сфере функционирования фирмы можно не заострять на этом внимание, а просто уяснить проблему и разработать решение. Можно сделать это на основе разработки рабочей гипотезы, предваряющей решение и его последствия (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Методологические схемы исследования
Очень часто в качестве этапа процесса исследования используется разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к се пониманию.
Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание. Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.
Гипотеза – это вариант объяснения при недостаточной информации. Существуют требования, согласно которым она выбирается или конструируется.
1. Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения – причины, факторы, зависимости и пр.
2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.
3. Она предназначена для объяснения всех фактов, характеризующих проблему.
4. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты.
5. Она должна строиться по принципу максимально возможной простоты.
6. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой. Ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласованных элементов, имеющих единое логическое основание.
Результаты исследования могут иметь различный вид (рис. 2.5). Они бывают непосредственными, т.е. представлены в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, методик, систем мотивации и нр. Но результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр. Результаты исследования могут быть основными и дополнительными.
Рис. 2.5. Результаты исследования управления
Все разнообразие проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления, можно представить в совокупности трех направлений: проблемы поведения объекта управления (производство, офис, фирма, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Основные направления исследований управления
Главными в исследовании объекта управления, проблематики функционирования социально-экономической системы (фирмы, организации, предприятия, офиса и др.) являются проблемы, отражающие необходимые компоненты ее функционирования (иногда их называют подсистемами), такие как социальная, экономическая, организационная, технологическая системы, система качества деятельности и поведения на рынке (маркетинг). Все это типичные источники проблем, требующих исследования для развития управления.
Субъект управления чаще всего характеризуют такие проблемы, как характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, развитие организации управления и его техническая вооруженность.
Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов. Подход к исследованию характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при подготовке к решению проблемы.
Подходы могут быть эмпирическими или прагматическими (рис. 2.7). Первый построен главным образом на опыте и его реализации в процессе исследования, второй – на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу. Такие исследования необходимы, и игнорировать их невозможно. Но наибольшую ценность имеют исследования, построенные на научно-концептуальном подходе. Это исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.
Рис. 2.7. Основные подходы к исследованию и совершенствованию управления
Среди совокупности возможных подходов наибольшее значение сегодня имеют подходы, отражающие роль в управлении человеческого фактора. Такой подход является альтернативой технократическому и организационно-административному подходам и представляет собой социально-экономический подход. Основной исходной позицией исследования с использованием такого подхода является человек и его деятельность, в которой решающую роль играет экономический интерес.
Возможны классификации по другим критериям. По факторам динамики существует функционально-структурный подход (статика), диахронический (временные изменения) и информационный (движение информации). Наиболее эффективным является диахронический. Здесь главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.
По такому критерию, как цель исследования, можно выделить функционально-стоимостной и проблемно-ориентированный подходы. Наибольший эффект, однако, имеет программно-целевой подход, характеризующийся четкостью постановки цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.