Процедура внешнего управления и особенности ее реализации
Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц.
Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (но в некоторых случаях может вводиться по инициативе арбитражного суда: например, если первым собранием кредиторов принято решение о введении конкурсного производства в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника).
Внешнее управление вводится на срок не более 18 мес. и может быть продлено на срок не более 6 мес.
Процедура внешнего управления характеризуется следующими ключевыми положениями.
• Последствия введения внешнего управления. С даты введения внешнего управления:
1) руководитель должника отстраняется от занимаемой должности; внешний управляющий заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации-должника;
2) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия; на них возлагается обязанность передачи внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;
3) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, кроме:
– требований о возмещении морального вреда;
– требований кредиторов первой и второй очередей;
– виндикационных требований (требований по искам собственников о возврате имущества из незаконного владения);
4) отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов;
5) аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
6) вводятся ограничения на совершение крупных сделок с имуществом должника, которые совершаются с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов);
7) имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах и с согласия кредитора, требования которого обеспечены этим имуществом.
К крупным сделкам относятся сделки с имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. Остальные сделки совершаются внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), если их совершение предусмотрено планом внешнего управления.
• Назначение внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:
1) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
2) связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
К первой группе относятся следующие полномочия внешнего управляющего:
– самостоятельное распоряжение имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. 101, 104 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
– проведение инвентаризации;
– ведение бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности.
Ко второй группе относятся полномочия внешнего управляющего, связанные:
– с формированием и ведением реестра требований кредиторов;
– взысканием задолженности перед должником;
– реализацией плана внешнего управления;
– информированием комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
– правом отказа от исполнения договоров должника;
– правом предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, заключенных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
– представлением собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления.
Внешний управляющий может быть отстранен от исполнения соответствующих обязанностей решением арбитражного суда на основании обращения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника.
• План внешнего управления. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов.
План внешнего управления, согласно ст. 106 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, должен содержать как минимум три группы положений:
1) касающиеся восстановления платежеспособности должника:
– обоснование такой возможности;
– конкретные меры по восстановлению платежеспособности;
– реализация конкретных мер в установленный срок;
2) предусматривающие срок восстановления платежеспособности должника;
3) предусматривающие разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника (если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием и комитетом кредиторов).
Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от размеров и вида деятельности предприятия. Как правило, такой план включает несколько разделов (табл. 9.5).
Таблица 9.5
ОГЛАВЛЕНИЕ разделов плана внешнего управления
№ |
Название |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
1 |
Общая характеристика предприятия |
Полное и сокращенное наименование предприятия. Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Дата регистрации предприятия. Номер регистрационного свидетельства. Наименование органа, зарегистрировавшего предприятие. Юридический, фактический и почтовый адрес. Организационно-правовая форма и форма собственности. Подчиненность предприятия и наименование вышестоящего органа. Состав владельцев с указанием их долей. Ассортимент продукции. Производственная и организационная структура. Состав подразделений и филиалов. Размер и местонахождение земельных участков. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия. Фамилии, имена и отчества руководителей, их телефоны и факсы. Банковские реквизиты предприятия |
2 |
Краткие сведения по плану внешнего управления |
Сроки реализации плана. Сумма необходимых финансовых средств. Сроки погашения финансовой помощи. Источники финансовой помощи. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтированный срок окупаемости) |
3 |
Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия |
Учетная политика предприятия за последние три года. Методология определения выручки и чистой прибыли. Методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Характеристика финансового состояния предприятия с расчетом коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности. Показатели движения и эффективности использования основных производственных фондов |
4 |
Оценка причин неплатежеспособности |
Анализ факторов внутренней и внешней среды бизнеса. Интерпретация результатов финансового анализа. Определение причин банкротства (банкротство бизнеса, собственника или производства) |
5 |
План маркетинга |
Характеристика рынка. Особенности производственной деятельности. Товары-заменители. Основные конкуренты. Ориентиры цен и балансовой прибыли. Характеристика основных потребителей. Характеристика и анализ товарного ассортимента. Предложения по формированию продуктового портфеля. Основные предложения по продвижению товаров на рынок. Маркетинговые стратегии. Характеристика кадрового состава отдела маркетинга |
6 |
Реструктуризация имущества |
Выделение или разделение имущественных комплексов. Продажа части активов (бизнеса). Предоставление части имущества в аренду |
7 |
Реструктуризация обязательств |
Уступка прав требования. Перевод долга. Изменение сроков задолженности. Реструктуризация схем погашения и способов исполнения обязательств. Реструктуризация акционерного капитала |
8 |
План производства |
Производственная программа предприятия. Объем продаж продукции. Потребность в мощностях. Потребность в ресурсах для реализации производственной программы. |
Потребность в трудовых ресурсах. Сводная смета расходов и калькуляция продукции. Объем необходимых инвестиций |
||
9 |
Финансовый план |
Прогноз выручки и прибыли. Прогноз налоговых платежей. Прогноз денежных потоков. Агрегированная форма прогнозного баланса. Сводная таблица финансовых результатов |
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ не предусмотрено утверждение плана внешнего управления арбитражным судом, но вместе с тем допускается возможность его оспаривания.
План внешнего управления может включать следующие меры по восстановлению платежеспособности должника[1]:
1) перепрофилирование производства;
2) закрытие нерентабельных производств;
3) взыскание дебиторской задолженности;
4) продажу части имущества должника;
5) уступку прав требования должника;
6) обязательства должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицам или третьими лицами;
7) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
8) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
9) продажу предприятия-должника;
10) замещение активов должника;
11) иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Основным критерием для утверждения отчета внешнего управляющего является наличие признаков восстановления платежеспособности должника.
• Отчет внешнего управляющего. Представляется внешним управляющим собранию кредиторов. Документальной основой отчета является ряд документов. Это бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, отчеты о финансовых результатах, движении денежных средств, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов.
Внешний управляющий обязан предоставить кредиторам возможность предварительного ознакомления с отчетом не менее чем за 45 дней до истечения установленного срока внешнего управления или не менее чем за 10 дней до установленной даты проведения собрания кредиторов.
В зависимости от оснований прекращения внешнего управления отчет внешнего управляющего должен содержать одно из следующих предложений:
1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
2) заключении мирового соглашения;
3) продлении установленного срока внешнего управления;
4) прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.