Внутривузовская среда маркетинга
Внутренняя среда маркетинга определяет возможности для эффективной деятельности высшего учебного заведения.
Внутренняя среда маркетинга – это среда внутри вуза, контролируемая им самостоятельно.
К факторам внутривузовской среды относятся цели и задачи, структура, образовательные технологии и персонал. Кроме того, к внутренней среде вуза можно отнести его культуру, которая охватывает существующую в образовательном учреждении систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития.
Цели представляют собой конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится коллектив вуза.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации[1].
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" – на базе бакалавриата[2].
Цель деятельности вуза должна отражаться в его Уставе. Цель может быть сформулирована индивидуально, с учетом специфики традиций вуза, расположения и перспектив его деятельности.
Целью вуза может быть "...развитие образования, науки и культуры путем обучения на всех ступенях высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру направлений науки и техники" или "...обеспечение развития личности, создание условий для ее самореализации"[3]. Деятельность коллектива в направлении сформулированной цели происходит через решение конкретных задач.
Основными задачами высшего учебного заведения являются[4]:
• удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
• удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
• развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Важнейшим элементом внутренней среды вуза является его структура, которая отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между ними и объединение подразделений в единое целое.
К структурным подразделениям вуза относятся факультеты и кафедры, которые являются структурными единицами в рамках факультета или института, а также отделы и службы (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, учебно-методический отдел, служба маркетинга, отдел аспирантуры, научно-исследовательский отдел, библиотека и пр.).
Служба маркетинга тесно сотрудничает с другими подразделениями как при составлении планов, так и при их реализации.
Технология обучения является еще одним важным фактором, характеризующим внутреннюю среду вуза.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В более узком смысле, применительно к конкретным учебным дисциплинам, технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением ряда ученых, что понятие "технология обучения" до сих пор не получило однозначной трактовки.
Технология обучения характеризуется несколькими признаками, которые могут дифференцироваться в зависимости от формы обучения: очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, экстерната. Вместе с тем для всех форм обучения характерны такие основные признаки, как вариативность учебного плана, сочетание теоретического и практического обучения, логическая последовательность изучаемых предметов.
Современное состояние подготовки специалистов и требования рынка труда предполагают внедрение научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений и технологий обучения, которые должны стать важным источником прогресса в подготовке специалистов, способствовать ломке не всегда оправданных традиций и избитых стереотипов в этом процессе. В связи с этим многие вузы стали использовать различные нетрадиционные формы учебной работы. Например, проведение проблемных лекций и выездных лекций на предприятиях, "круглых столов" с приглашением представителей промышленности и бизнеса для решения производственных задач или научных проблем и многие другие.
Особое внимание в учебном процессе должно уделяться использованию инновационных технологий, использующих компетентностный подход и обеспечивающих качественную подготовку выпускников по образовательным программам.
Инновационные технологии представляют систему методов, способов, приемов обучения, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии студента. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Существует достаточно много разновидностей инновационных образовательных технологий, а именно:
• внутридисциплинарные, применяемые внутри дисциплин, например, новые учебно-методические комплексы (УМК), авторские методические технологии;
• общеметодические, использующие универсальные инновационные технологии;
• инновационные технологии, связанные с качественно новыми решениями в структуре образовательных систем и управлении, обеспечивающих их функционирование;
• инновационные технологии, обеспечивающие эффективный образовательный процесс.
К последним относятся имитационные и неимитационные инновационные технологии.
Имитационные технологии обучения – такие формы проведения практических занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Это деловые и ролевые игры, имитационное моделирование, игровое проектирование, кейс-стади, тесты и пр.
Неимитационные технологии обучения – это все способы активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях, к которым относятся разнообразные виды лекций, проводимые в виде беседы, дискуссии, разбора конкретных ситуаций, применения техники обратной связи, пресс- конференции, презентации и пр.[5]
Помимо вышеперечисленных в учебном процессе применяются образовательные технологии модульного, проблемного и дистанционного обучения.
Применение инновационных технологий в процессе обучения способствуют развитию творческой инициативы, самостоятельности, чувства ответственности, умению работать в группе, защищать и обосновывать свои проекты.
В учебнике "Экономика и организация управления вузом"[6] четко отражено ОГЛАВЛЕНИЕ технологии обучения:
• полное описание процесса обучения;
• совокупность взаимосвязанных учебно-методических, информационных и технических средств;
• режим обучения;
• способы контроля знаний;
• регламентация отдельных видов образовательного процесса.
Процесс обучения в вузе строится на основании учебного плана – официального документа, регламентирующего состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. Учебные планы как средство реализации образовательных программ оказывают значительное влияние на качество обучения.
Задачами учебного плана являются:
• определение состава учебных дисциплин;
• построение логической последовательности изучаемых дисциплин;
• определение структуры учебного плана;
• определение оптимальной учебной нагрузки на студента по периодам обучения;
• определение необходимого учебно-методического обеспечения.
Эффективность технологии обучения напрямую зависит от совокупности взаимосвязанных учебно-методических, информационных и технических средств.
Уровень учебно-методического обеспечения определяется в соответствии с методикой экспертизы содержания и качества подготовки при аттестации основной образовательной программы:
• наличием основной учебной и учебно-методической литературы;
• присутствием в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы (количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента);
• наличием учебно-методических материалов, разработанных преподавателями (учебники и учебные пособия с грифами Минобразования и учебно-методических объединений (УМО) вузов, методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым проектам и работам, проведению практик, к итоговой аттестации выпускников и др.);
• использованием периодических изданий, в том числе зарубежных;
• оценкой программно-информационного обеспечения всех циклов дисциплин рабочего учебного плана (электронные учебники, доступ к базам данных и пр.);
• использованием современных информационных средств связи, в том числе международных.
В последние годы большую популярность в вузах получили информационные технологии обучения, применение которых по ряду учебных курсов обеспечивает существенное повышение качества обучения. Широкое распространение получили компьютерные обучающие программы, которые используются двояко: как информационно-справочные и как контрольно-обучающие. Последние позволяют быстро и качественно осуществить самотестирование, необходимое для промежуточной оценки знаний студентов.
К новейшим технологиям обучения относятся и Web- технологии, включающие в себя следующие типы: интегрированные обучающие пакеты (ИОП), асинхронные и синхронные конференции.
Следующей составляющей образовательной технологии является режим обучения. Как известно, максимальный объем учебной нагрузки студента (очной формы обучения) – 54 ч в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Из них на аудиторную работу выделяется от 24 до 30 ч в неделю (в стандарте объем аудиторной нагрузки студента при очной форме обучения – 27 ч без учета занятий по физической культуре и факультативным дисциплинам).
Исследования показали, что доля аудиторного учебного времени в российских образовательных учреждениях значительно выше по сравнению с аналогичными показателями в странах Германии, Англии, США. Так, на каждый час аудиторной работы в России приходится один час самостоятельной работы студентов, в то время как в зарубежной образовательной практике доля самостоятельной работы в общем объеме теоретической подготовки в два- три раза выше.
Составляющей технологии обучения является способ контроля знаний.
Существуют следующие способы контроля знаний студентов (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные способы контроля знаний студентов
|
Формы контроля при изучении теоретического материала |
Формы контроля при закреплении практических навыков |
|
Устный опрос на семинарских и практических занятиях |
Выполнение контрольных и самостоятельных работ |
|
Программированный фронтальный опрос на лекциях с помощью карт-текстов (10–15 мин в начале лекции |
Проверка домашних заданий |
|
Защита рефератов на семинарах и практических занятиях |
Опрос (в том числе программированный) перед лабораторными и практическими занятиями |
|
Заслушивание докладов и сообщений на лекциях, практических и лабораторных занятиях |
Выполнение курсовых проектов и работ в соответствии с планом-графиком выполнения этих работ |
|
Проверка конспектов по отдельным темам, заданным на самостоятельное изучение |
Защита курсовых работ и проектов |
|
Тестирование остаточных знаний студентов |
Тестирование с помощью обучающих программ |
|
Дискуссия на семинарских занятиях |
Защита отчета по производственной практике |
|
Проведение коллоквиума |
Проведение деловых игр |
|
Проведение круглых столов по теме курса |
Проведение кейс-стади |
|
Подготовка студентами презентаций материала по темам изучаемого курса |
Зачеты и экзамены |
Еще одной составляющей технологии обучения является регламентация отдельных видов образовательного процесса.
Регламент бывает структурный и временной. Структурный регламент представляет собой сочетание следующих элементов технологии обучения: лекции, упражнения, лабораторные работы, семинары, практические занятия, курсовые работы, контрольные задания, самостоятельные рефераты и исследования, экзамены и зачеты. Все они характеризует технологию обучения в целом и по каждой дисциплине в отдельности.
Временной регламент технологии обучения отражается в нормативах и учебных планах.
Важнейшим фактором внутривузовской маркетинговой среды является персонал, который создает образовательные услуги и продукты, формирует культуру образовательного учреждения, его внутренний климат.
Персонал вуза включает административно-управленческий, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и хозяйственный. Особого внимания заслуживает профессорско-преподавательский состав.
Преподаватель является ключевой фигурой вуза. Далеко не каждый специалист может выполнять функции передачи знаний. Труд преподавателя обобщает труд исследователя, аналитика, актера, психолога – "врачевателя человеческих душ", педагога. Хороший преподаватель – это прежде всего специалист-профессионал и личность. Профессиональные знания позволяют методически грамотно построить лекцию, практическое занятие, сделать информацию не только доходчивой, но и интересной. Преподаватель должен владеть практическими навыками решения проблемы или управленческих задач, иметь навыки исследователя. Ускорение прогресса знаний и техники, постоянное их обновление делают труд преподавателя более сложным и трудоемким.
Квалификация преподавателя, его профессиональное мастерство и педагогическая компетентность, культурный уровень, образ жизни, творческий потенциал и другие качества решающим образом сказываются на подготовке студентов. Специалиста как представителя определенной культуры характеризует не только определенный набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре[7]. Еще в XIX в. К. Д. Ушинский писал, что ".. .только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"[8].
К внутривузовской среде также относится попечительский совет, который в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" является формой самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются Уставом вуза.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения. Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
Попечительский совет:
• содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития вуза;
• содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников вуза;
• содействует совершенствованию материально-технической базы вуза, благоустройству его помещений и территории;
• укрепляет авторитет учебного заведения в деловых и общественных кругах;
• рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета Уставом вуза.
Исследования внутренней среды вуза определяют возможности повышения эффективности его деятельности. Одним из основных направлений маркетинговых исследований в этой области является изучение культуры вуза – множества норм, правил и ценностей, которыми он руководствуется в своей деятельности.
Культура охватывает существующую в вузе систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Различают деловую и корпоративную культуру. В последние годы все больше организаций (в том числе и высшие учебные заведения) достаточно много внимания уделяют формированию корпоративной культуры – системы разделяемых сотрудниками организации ценностей, взглядов и целей, которые формируют индивидуальное и групповое поведение.
На формирование культуры вуза влияют следующие факторы:
• миссия и философия вуза;
• цели, моральные нормы и основные ценности вуза;
• принятые стандарты и правила;
• ритуалы и традиции;
• выдающиеся деятели;
• неформальные каналы коммуникаций.
Достигнутый образовательным учреждением высокий уровень культуры оказывает большую помощь в нормальной реализации его делового поведения.
Серьезной проблемой в изучении культуры вуза является отсутствие ярко выраженного ее проявления, однако наличие некоторых устойчивых моментов (взаимоотношение с конкурентами, отношение к абитуриентам, студентам, слушателям, система карьеры, наличие традиций) позволяет сделать определенные общие выводы о культуре высшего учебного заведения.
Культура вуза не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с той частью внешней среды, с которой высшее учебное заведение находится в непосредственном взаимодействии.