Внутритеоретические методы познания. Концептуальная трансдукция
Научное знание продуцируется человеком. Иначе говоря, он управляет концептами. Соответствующее управление имеет место: а) внутри теории, б) между теориями, в) между науками. Как именно человек управляет концептами в составе теории, так сказать, "внутри" теорий?
Надо полагать, читатель не раз слышал о дедукции и индукции. Эти два латинских термина обозначают различные типы выведения, а именно:
• дедукция: принципы → законы → переменные;
• индукция: переменные → законы → принципы. Нетрудно видеть, что эти операции с концептами имеют принципиально различную направленность. В этой связи их часто называют противоположностями. Между дедукцией и индукцией есть еще одно существенное различие. Индукция идет после эксперимента, а это означает, что она имеет дело с эмпирическими концептами, т.е. с концептами, относящимися к эксперименту. Дедукция же оперирует гипотетическими концептами, т.е. предполагаемыми, а не установленными в эксперименте.
Как уже отмечалось, между дедукцией и индукцией лежит эксперимент. Он необходим для того, чтобы навести мосты между гипотетическими и экспериментальными концептами. Выходит, что и эксперимент является концептуальной операцией. Она вполне заслуживает специального названия. Исторически так случилось, что эксперименту как переходу от гипотетических понятий к экспериментальным концептам не уделялось специальное внимание. Поэтому нет и термина, выражающего концептуальную природу эксперимента. Автор предлагает термин аддукция, который в буквальном переводе с латинского языка означает прикрепление. В рассматриваемом случае гипотетические понятия прикрепляются к экспериментальным фактам.
Разумеется, должна быть и операция, которая в противоположность аддукции соединяет эмпирические концепты с гипотетическими понятиями. Она часто называется абдукцией. Буквально абдукция означает отведение. В нашем случае абдукция означает, что, во-первых, гипотетические принципы заменяются в интересах новых циклов познания на те принципы, которые обнаружены в эксперименте. Во-вторых, в случае явной неудачи дедукции, не позволившей достичь успеха в эксперименте, на место ложных дедуктивных принципов придумываются новые претенденты. Исследователь рассуждает в таком случае следующим образом. Принцип Р3 неудачен, он не обеспечил успех эксперимента. Попробуем заменить его на другой принцип, например, Р2, Р3 и т.д. Такой целенаправленный поиск ведется до тех пор, пока не будет достигнут решающий успех и не установится в результате искомая гармония дедукции, аддукции и индукции.
Читатель, очевидно, заметил, что начав с дедукции, мы к ней вернулись. Это означает, что удалось обнаружить цикл познания. Запишем его следующим образом:
дедукция + аддукция + индукция + абдукция = трансдукция.
Термин трансдукция (от лат. transitus – переход) появился не случайно, мы переходили от одного типа дукции к другому, обеспечив в конечном счете условия для нового цикла познания.
В философии науки одни исследователи превозносили сверх меры дедукцию (К. Поппер), другие – индукцию (Р. Карнап), третьи – абдукцию (Ч. С. Пирс). В действительности нельзя установить между ними первенство. Речь идет о различных этапах концептуальной трансдукции, каждый из которых актуален на своем месте. Отказ от одной из дукций разрушает науку. Отсюда следует актуальный методологический вывод. Дедукция, аддукция, индукция и абдукция являются методами развития теории. Именно они выражают существо теории как управления понятиями "внутри" теории.
Осуществление трансдукции часто встречается со значительными трудностями. Ради их преодоления приходится вводить упрощения, в частности, абстракции и идеализации. В случае абстракций какие-то черты концепций отставляются в сторону, т.е. просто-напросто не учитываются. Говорят, что они являются несущественными. Например, при рассмотрении движения тел может не учитываться сопротивление среды (воды, воздуха и т.д.). Идеализация представляет собой приукрашивание изучаемого. Например, физический или химический объект считается точечным. Точечный объект – это идеализация.
Часто полагают, что существо науки определяется абстракциями и идеализациями. Это неверное представление. Абстракция и идеализация являются не научными методами, а приемами, способствующими успешному осуществлению концептуальной трансдукции.
В конечном счете, в процессе роста научного знания от них приходится отказываться. Так, вспоминают, что объект, ранее признанный точечным, в действительности не является таковым. Что касается дедукции, аддукции, индукции и абдукции, то от них не отказываются, ибо именно они являются методами познания отдельной теории.
Отметим также, что концептуальная трансдукция предполагает учет строения физических и химических объектов. При формулировке принципов, которые в физике и химии часто называют постулатами, и законов оперируют сведениями о некоторых объектах. Переменными являются их признаки. В процессе осуществления трансдукции выясняется строение объектов, тут же учитываются их взаимопревращения, например, в химических и ядерных реакциях.
В параграфе 1.1 подчеркивалось, что теория может быть представлена в трех формах – онтологической, лингвологической и ментальнологической. Соответственно и концептуальная трансдукция также осуществляется в трех представлениях, причем единообразно. И объекты, и имена, и эйдосы познаются посредством циклов познания, в которых друг друга сменяют дедукция, аддукция, индукция и абдукция.
Так как теории существуют в трех ипостасях, то резонно поставить вопрос о соотносительной силе объектов, имен и эйдосов. Что первично? Обычно физики и химики отдают предпочтение, причем решительно, объектам. Видимо, это правильно. В пользу такой оценки говорит следующее обстоятельство. Физические и химические принципы и законы имеют место независимо от языка и ментальности людей. Люди способны произвести физические и химические объекты, не встречающиеся в природе. Но они не вольны в изобретении самых емких концептов, а именно принципов. По желанию людей нельзя заменить, например, принцип наименьшего действия на какой-либо другой принцип.
Таким образом, в физике и химии объектная относительность доминирует над именной и эйдетической относительностью. Впрочем, все относительности актуальны. Теории создаются в сознании людей и в процессе их языковой коммуникации. В качестве факторов создания теорий язык и сознание не имеют альтернативы.
Выводы
1. Теория является управлением концептами, принципами (постулатами), законами, переменными.
2. Человек управляет концептами посредством операций дедукции, аддукции, индукции и абдукции.
3. Для облегчения концептуальной трансдукции используются операции абстрагирования и идеализации.