Профессиональная компетентность и должная тщательность
При оказании профессиональных услуг бухгалтер должен действовать с должной тщательностью, компетентностью и усердием.
Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности накладывает на профессиональных бухгалтеров следующие обязанности:
а) поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг с учетом новейших достижений в области практики, законодательства и технологий;
б) стремиться постоянно повышать свою профессиональную компетентность;
в) действовать в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами;
г) действовать в соответствии с требованиями задания, внимательно, тщательно и своевременно.
Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Этапы обеспечения профессиональной компетентности представлены на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Этапы обеспечения профессиональной компетентности
Первый этап достижения профессиональной компетентности включает три цикла:
1) получение высшего или среднего профессионального образования;
2) получение специального образования;
3) приобретение опыта практической работы.
Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне требует:
— постоянной осведомленности о соответствующих технических новшествах в сфере профессиональной деятельности, о событиях, происходящих в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита (как в национальной, так и в международной практике), об изменениях в законодательных и нормативных актах;
— руководства программой обеспечения контроля качества, отвечающей соответствующим требованиям ИПБ России, национальным и международным требованиям;
— ежегодного повышения квалификации в соответствии с программами, утвержденными ИПБ России и Советом по аудиторской деятельности;
— непрерывного самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.
Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.
В отношении принципа профессиональной компетентности профессиональный бухгалтер должен:
1) воздерживаться от рекламирования себя как лица, обладающего знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он на самом деле ими не обладает;
2) воздерживаться от согласия на выполнение заданий или поручений, которые он не в состоянии выполнить на необходимом уровне профессионализма и качества. Если на стадии заключения договора или в процессе выполнения работы бухгалтер поймет, что некомпетентен в ней, то он должен прямо заявить об этом клиенту или работодателю.
Данное требование включает:
― наличие лицензии на право оказания соответствующих услуг или документов, подтверждающих образование и квалификацию;
― наличие необходимых специалистов и других реальных возможностей и способностей оказывать качественные услуги.
В случае, если профессиональный бухгалтер не может самостоятельно оказать какие-либо услуги, необходимо обратиться к сторонним специалистам;
3) отдавать себе отчет в том, что, принимаясь за определенную работу, он тем самым дает клиенту или работодателю основания полагать, что обладает не меньшими знаниями и опытом, чем другие лица, выполняющие аналогичные услуги. Поэтому в тех случаях, когда он на самом деле такими знаниями и опытом не обладает, он вводит в заблуждение своего клиента или работодателя, который не имеет возможности объективно оценить компетенцию претендентов на выполнение данной работы;
4) стремиться осуществлять свою деятельность, по мере возможности постоянно контактируя со специалистами своего профиля, а в ряде случаев стараясь организационно войти в коллектив таких специалистов. Он должен понимать, что некоторым категориям профессиональных бухгалтеров чрезвычайно трудно сохранять надлежащую профессиональную компетентность, работая индивидуально, вне специалистов своего профиля;
5) предпринимать шаги, направленные на то, чтобы лица, работающие под его началом, в профессиональном качестве имели надлежащую подготовку и находились под должным контролем и руководством;
6) информировать в необходимых случаях клиентов, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг об ограничениях, присущих оказываемым услугам, с тем чтобы избежать толкования выраженного им мнения как утверждения факта;
7) понимать, что параллельное занятие отдаленными от бухгалтерской профессии сферами деятельности может компрометировать как его самого, так и профессиональное сообщество. В этих случаях он должен воздерживаться от такого рода занятий.