Проектирование внеурочной деятельности

Анализ мирового и исторического опыта показывает, что наибольшего воспитательного успеха удается добиться там, где школа имеет определенный традиционный уклон, определяющий весь строй и характер жизни и деятельности детей. Например, школа иностранных языков и культуры, школа физико-математической направленности, школы разного технологического наполнения, школа мировой культуры, гуманитарная школа и т.д. То есть в центре организации внеурочной деятельности должна находиться педагогическая концепция развития.

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится развитие личности обучающегося. Как мы видели, внеурочная деятельность дополняет и обогащает развитие учащихся на уроках, поэтому планирование внеурочной деятельности всегда связано с особенностями урочного обучения школьников, спецификой контингента учащихся и родителей, уровнем обучения, реализуемыми учебно-методическими комплексами (УМК). То есть концепция и план внеурочной деятельности разрабатывается во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

При этом реализация программ внеурочной деятельности направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

• приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

• ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Внеурочная деятельность создается по предварительному плану. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Существуют следующие модели планирования внеурочной деятельности.

Линейная – когда все часы внеурочной деятельности распределяются равномерно в течение учебного года.

Модульная – в определенные периоды времени, скажем, четверть или месяц, концентрируются определенные виды и программы. Затем им на смену реализуются другие и так далее в течение года.

Смешанная – сочетание линейного и модульного планирования.

Внеурочная деятельность может быть организована на основе комплекса рабочих программ. Учителями школ разработаны в большом количестве различные программы внеурочной деятельности, часть из которых представлена в Интернете, некоторые опубликованы в сборниках.

Помимо планирования и разработки рабочих программ, проектирование внеурочной деятельности включает разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению и системы мониторинга ее результативности.

Представим типовую структуру рабочей программы внеурочной деятельности.

• Название программы.

• Пояснительная записка.

• Цель и задачи программы.

• Особенности программы: принципы; характер занятий; основные виды деятельности учащихся; режим проведения занятий.

• Место курса в учебном плане.

• Ожидаемые результаты: указываются знания, умения, универсальные учебные действия, которые формируются у детей в результате работы по этой программе.

• Тематическое планирование. ОГЛАВЛЕНИЕ программы.

• ОГЛАВЛЕНИЕ занятий.

Риски. Внеурочная деятельность по ФГОС реализуется в начальной школе начиная с 2011 г. Как и любое новое дело, при ее организации существуют проблемы и так называемые риски. Риски – это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств, характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Педагогические риски – это потенциальные упущения в развитии и воспитании детей, возможный вред развитию их личности.

Риски внеурочной деятельности:

• перегрузка учащихся;

• транслирование педагогом методов, форм и технологий организации урочной деятельности на внеурочную;

• эклектичность содержания внеурочной деятельности, слабая взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

• замещение внеурочной деятельности кружковой работой;

• замещение внеурочной деятельности занятиями школьников по самоподготовке (как в группах продленного дня);

• подмена внеурочной деятельности школьников воспитательным и мероприятиями;

• пребывание детей постоянно в одних помещениях (щколе), не обеспеченное комплексом необходимых помещений и особых служб – гардеробной со сменной одеждой, умывальными и душевыми, комнатами отдыха и уединения и т.п.;

• формальная организация внеурочной деятельности, привлечение к ней случайных людей, не имеющих особенных знаний, умений, ценностей, или педагогов, чья профессиональная специализация не соответствует концепции планируемых развивающих занятий.