Проблемы реализации стабилизационной политики
В ходе проведения стабилизационной политики правительства стран встречаются с рядом препятствий, снижающих ее эффективность.
Временные лаги
Между моментами отклонения экономической конъюнктуры от желательного состояния и принятия решения о проведении конкретных стабилизационных мероприятий, как правило, проходит некоторое время. К нему добавляется время, необходимое для проведения в жизнь принятого решения[1]. Все это образует так называемый внутренний лаг. Кроме этого, с начала осуществления мероприятий стабилизационной политики до изменения экономической конъюнктуры под их воздействием проходит еще определенный срок, называемый внешним лагом. Мероприятия фискальной политики обычно имеют значительный внутренний лаг: изменения в образовании и расходовании государственного бюджета требуют одобрения парламента. Монетарная политика имеет большой внешний лаг: от начала операций на открытом рынке ценных бумаг до изменения ставки процента и ее воздействия на объем инвестиций может пройти больше года.
В связи с наличием временных лагов стабилизационная политика может оказать дестабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру, что иллюстрирует рис. 13.16.
Рис. 13.16. Динамика национального дохода при отсутствии и наличии стабилизационной политики
На нем сплошной линией представлена динамика национального дохода без государственного регулирования экономики, а пунктирной – при осуществлении экспансионистской стабилизационной политики в момент i0 и контрактивной – в момент t1. Из-за того что стабилизационные мероприятия государства могут усилить конъюнктурные колебания экономической активности, в случае кратковременных нарушений экономического равновесия правительству лучше не использовать свои возможности регулирования хозяйственной конъюнктуры.
Нежелательные последствия
Продолжительное и интенсивное использование мероприятий стабилизационной политики сопровождается нежелательными последствиями. Так, статистические данные показывают, что прирост ИПЦ увеличивается по мере превышения прироста количества находящихся в обращении денег над приростом ВВП. В табл. 13.5[2] в качестве примера приведены данные по четырем странам.
Таблица 13.5
Годовые темпы прироста ВВП, Ml и ИПЦ в 2013–2014 гг.,%
Страна |
2013 |
2014 |
||||
ВВП |
M1 |
ИПЦ |
ВВП |
M1 |
ИПЦ |
|
Бразилия |
2,5 |
7,7 |
6,2 |
0,32 |
4,2 |
6,3 |
США |
2,2 |
8 |
1,5 |
2,2 |
8 |
0,8 |
Турция |
4,1 |
27,8 |
7,5 |
3 |
16 |
8,9 |
Россия |
1,3 |
9,2 |
6,8 |
0,3 |
15 |
11,8 |
Такая зависимость лежит в основе утверждения, что инфляция – дело рукотворное.
Активная фискальная политика способствует росту дефицита государственного бюджета, снижая объем национальных сбережений и замедляя темпы экономического роста. Накопленная сумма бюджетных дефицитов образует государственный долг: D = Σδ. При наличии государственного долга расходы государственного бюджета увеличиваются на сумму затрат по его обслуживанию. В целях упрощения примем, что государственные облигации не подлежат гашению, тогда затраты на обслуживание государственного долга сводятся к процентным выплатам по нему (iD). На этом основании различают первичный (G – Т) и общий (δ = G – Т + iD) дефицит бюджета. Когда страна имеет большой государственный долг, то при отсутствии первичного дефицита она может иметь общий дефицит бюджета (табл. 13.6).
Таблица 13.6
Структура дефицита госбюджета Италии в 2011–2013 гг., % от ВВП[3]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Общий дефицит |
-3,7 |
-2,9 |
-3,2 |
Первичный профицит |
1,0 |
2,3 |
2,0 |
Государственный долг |
120,8 |
127,0 |
132,3 |
При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существенно ограничивают возможности правительства в выполнении своих основных функций и проведении стабилизационной политики. В 2000 г. в России они превысили расходы на национальную оборону в 1,5 раза. Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета Þ рост государственного долга Þ увеличение затрат на обслуживание долга Þ дефицит государственного бюджета. Поэтому размер государственного долга является предметом пристального внимания общественности[4].
Для уменьшения размера долга государство, помимо первичного профицита бюджета, может использовать монетизацию дефицита бюджета (дополнительный выпуск денег). Чтобы учесть все факторы, определяющие величину государственного долга, представим его номинальное приращение в следующем виде:
(13.3)
Озабоченность вызывает не абсолютная величина государственного долга, а его отношение к номинальному национальному доходу D/Y. В соответствии с правилами дифференцирования:
(13.4)
Так как Y = Ру, то прирост номинального национального дохода можно представить суммой темпов прироста уровня цен (dP/P = π) и реального национального дохода . Обозначим еще D/Y=g.
С учетом введенных обозначений и выражения (13.3) формулу управления государственным долгом можно записать так:
Отношение долга государства к величине национального дохода уменьшается при: возникновении первичного профицита (G < Т), дополнительной эмиссии денег и превышении темпа прироста реального национального дохода над реальной ставкой процента (у > i – π).