Проблематика и типология антикризисного управления
Антикризисное управление предназначено для решения большого и сложного комплекса проблем развития организации.
Совокупность этих проблем можно представить в четырех блоках (рис. 3.3).
1. Проблемы, связанные с управлением кризисными явлениями.
2. Проблемы функционально-методологического характера.
3. Проблемы информационного и прогностического характера.
4. Проблемы санации и эффективности антикризисного управления.
Рис. 3.3. Проблематика антикризисного управления
Необходимо конкретизировать состав проблем по каждому из этих блоков. Первый блок – это проблемы управления на разных этапах цикличного проявления кризисного развития организации: проблемы предотвращения распространения кризиса и поддержания жизнеспособности организации, выхода из кризиса и ликвидации последствий. На каждом этапе процесса управления должна меняться ориентация на те или иные средства механизма управления (мотивационные установки, ограничения, ответственность, система ценностей и пр.). В одном случае это может быть ужесточение организации, в другом – смягчение организационных требований, использование приемов неформального управления.
Второй блок проблем связан со сферами деятельности в объекте управления. В него входят методологические проблемы антикризисного управления, финансово-экономические и социально-психологические, организационные и правовые проблемы.
Третий блок – процессуальные проблемы антикризисного управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, готовность к риску и предвидение возможных последствий кризиса, разработка и реализация антикризисных управленческих решений и инновационных стратегий.
Четвертый блок проблем можно назвать коммуникационным. Он включает проблемы социально-экономического характера, проблемы работы с персоналом, исключения конфликтных ситуаций, мотивирования антикризисных подходов к деятельности.
Существует и еще одна весьма важная группа проблем – проблемы приоритетов управления, их выбора и реализации. Состав приоритетов весьма разнообразен. Выбор приоритетов зависит от характера проблемы, компетенций, момента времени и др. (рис. 3.4).
В реальной практике антикризисного управления все эти проблемы теснейшим образом взаимосвязаны, решение одной из них ведет к созданию условий для решения другой. Но это происходит лишь в том случае, если учитываются связи проблем, их содержательное взаимодействие, если определяются главные, ведущие проблемы. В этом проявляются и профессионализм, и искусство антикризисного управления.
Следует иметь в виду, что острота проявления различных проблем неодинакова. И не всегда представляется возможным
Рис. 3.4. Система приоритетов антикризисного управления организацией
заблаговременно ее определить и, следовательно, учесть соответствующим образом.
Антикризисное управление по комплексу своих характеристик может быть различным. В его практическом осуществлении всегда возникает проблема выбора вида, наиболее приемлемого в конкретных ситуациях функционирования и развития организации.
Различают опережающее и реактивное антикризисное управление. Они различны по своим характеристикам, назначению и последствиям (табл. 3.1). Существует целый комплекс признаков того и другого. Главным в опережающем антикризисном управлении является прогнозирование опасности возникновения кризисов, определение и обеспечение готовности к кризисным ситуациям. В реактивном антикризисном управлении главным становится своевременная реакция на возникновение кризиса, оперативные действия поддержания жизнеспособности организации, выявление позитивных моментов преодоления кризиса и выхода из него.
И тот, и другой тип антикризисного управления имеет и преимущества, и недостатки. В практике управления необходимо сочетание обоих типов.
Таблица 3.1. Основные виды антикризисного управления
Признаки сравнительного анализа |
Опережающее антикризисное управление |
Реактивное антикризисное управление |
Целевая установка |
Поддержание устойчивости. Готовность к кризисным ситуациям. Профилактика случайных кризисов |
Оперативные действия по выживаемости системы |
Временные ограничения |
Прогнозируемый период до возникновения угрозы кризиса |
Моменты явной угрозы наступления кризиса (банкротства) |
Ресурсные ограничения |
Сравнительно мягкие |
Предельно жесткие |
Информационные потребности |
О состоянии внешней и внутренней среды. Научно-аналитическая информация |
Оперативная информация о состоянии внутренней среды |
Необходимые темпы изменений |
Ритмичность прогнозно-аналитической работы. Спокойные темпы |
Высокие темпы работы. Дефицит времени. Стрессовые ситуации |
Уровень неопределенности |
Относительно высокий, но зависит от методик и сроков прогнозирования |
Средний или низкий, зависит от информационного обеспечения управления |
Степень централизации управления |
Относительно невысокая, отвечающая потребностям нормальной ритмичной работы |
Завышенная с усилением контроля и ответственности |
Сочетание стратегических и тактических решений |
Оправдывается задачами предотвращения угроз и использованием возможностей |
Преимущественно тактические решения с разработкой замыслов послекризисной стратегии |