Приватизационные программы 1990-х гг.
Приводимые ниже данные дают представление о масштабах приватизации в первой половине 1990-х гг. в некоторых развитых и развивающихся странах. Из табл. 9.3 и 9.4 видно, что стоимость продаваемых компаний выше в развитых экономиках, где сформировались зрелые фондовые рынки.
Таблица 9.3. Крупные приватизационные программы в развитых странах, 1991–1996 гг.
Страна |
Сектор |
Данные о компании |
Доля частных инвесторов в совокупной стоимости компании после приватизации, % |
Стоимость (млрд долл.) |
Австралия (Виктория) |
Электроэнергетика |
Пять распределительных компаний (1995), две генерирующие компании (1996) |
100 |
6,2 |
Бельгия |
Телекоммуникации |
Belgacom (1995) |
49,9 |
2,5 |
Великобритания |
Телекоммуникации |
British Telecom (1984–1993) |
100 |
22,8 |
Электроэнергетика |
National Power and PowerGen (1991 и 1995) Scottish Power (1991) |
100 100 |
10,0 3,7 |
|
Железные дороги |
Riltrack (1996) |
100 |
3,2 |
|
Германия |
Телекоммуникации |
Deutsche Telecom (1996) |
26 |
13,3 |
Дания |
Телекоммуникации |
TeleGanmark (1994) |
48,3 |
3,3 |
Испания |
Нефтедобыча |
Repsol (1989–1996) |
90 |
>5,0 |
Италия |
Электроэнергетика |
ENI (1995–1996) |
31 |
9,8 |
Страхование |
INA (1994–1996) |
100 |
6,1 |
|
Нидерланды |
Телекоммуникации |
KPN (1994–1995) |
55 |
7,8 |
США |
Телекоммуникации |
102 PCS licenses (1995) 493 PCS licenses (1996) |
100 100 |
7,7 10,2 |
Франция |
Нефтедобыча |
Elf-Aquitaine (1994 и 1996) |
100 |
8,8 (за 47,7%) |
Банки |
BNP (1993) |
100 |
4,8 (за 72,9%) |
|
Страхование |
UAP (1994) |
100 |
3,3 (за 50,3%) |
|
Сталь |
Usinor Sacilor (1995) |
64 |
3,0 |
|
Япония |
Железные дороги |
JR East (1993) JR West (1996) |
62,5 68 |
8,9 4,5 |
Табачная промышленность |
Japan Tobacco (1994 и 1996) |
33 |
7,7 |
Таблица 9.4. Крупные приватизационные программы в развивающихся странах, 1991–1996 гг.
Аргентина |
Телекоммуникации |
TelecomArgentina (1990–1992) Telefonica de Argentina (1990–1991) |
100 100 |
1,8 1,5 |
|
Электроэнергетика |
SEGBA, Hidronor, AEE (1992–1996) |
51–100 |
>3,5 |
||
Газ |
Gas del Estado – разделен на 10 предприятий (1992–1995) |
70–100 |
>2,9 |
||
Нефтедобыча |
YPF (1993) |
61 |
3,0 (за 45,3%) |
||
Бразилия |
Электроэнергетика |
Light Servicos de Electricidade (1996) |
51 |
2,2 |
|
Сталь |
Usiminas (1991– 1994) CSN (1993) |
90 81,9 |
2,0 1,5 |
||
Куба |
Телекоммуникации |
Ectesa (1994) |
49 |
1,4 |
|
Чехия |
Телекоммуникации |
SPT (1995) |
27 |
1,5 |
|
Германия (бывшая ГДР) |
Горнодобывающая |
Mibrag (1993) Laubag (1994) |
100 100 |
1,9 1,4 |
|
Электроэнергетика |
VEAG (1994) |
100 |
5,2 |
||
Туризм |
InterHotel Group (1992) |
100 |
1,3 |
||
Венгрия |
Электроэнергетика |
2 генерирующие и 6 распределительных компаний (1995) |
34–49 |
1,3 |
|
Телекоммуникации |
MATAV (1993– 1995) |
75 |
1,7 |
||
Индонезия |
Телекоммуникации |
Indosat (1994) PT Telkom (1995) |
32 19 |
1,0 1,7 |
|
Малайзия |
Электроэнергетика |
Tenaga Nasional Berhad (1992) |
23 |
1,2 |
|
Мексика |
Банки Телеком муникации Железные дороги |
Banamex (1991) Bancomer (1991) Telmex (1990– 1994) Northeast Line (1996) |
70,7 62,6 100 80 |
3,2 2.5 7.5 (за 51%) 1,4 |
|
Перу |
Телеком муникации |
CPT and Entelperu (1994–1996) |
95 |
3,1 (за 59%) |
|
Сингапур |
Телеком муникации |
Singapore Telecom (1993) |
11 |
2,7 |
|
Тайвань |
Сталь |
China Steel (1989– 1995) |
52,5 |
3,0 |
|
Венесуэла |
Телеком муникации |
CANTV (1991 и 1996) |
100 |
2,9 |
|
Источник: Guislain Р. (1997). The Privatization Challenge. The World Bank. Washington. DC. P. 4–5.
Приватизация в развивающихся и переходных экономиках
Приватизационные процессы проходят и в развивающихся странах, и в переходных экономиках, однако экономические условия там существенно отличаются. Многие предприятия, находящиеся в государственной собственности, убыточны, рынки капитала и другие рыночные институты плохо развиты. Продажи компаний связаны с высокими организационными издержками и затрудняются непрозрачностью финансовой документации предприятий, отсутствием всех необходимых бухгалтерских документов, невозможностью точно оценить активы и обязательства. Зачастую решения о проведении приватизации носят скорее политический, нежели экономический характер. Так, например, сравнительное исследование С. Оппер показало, что различия в темпах и масштабах приватизации в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг. во многом определялись именно политическими факторами и комбинациями групп интересов, имеющих влияние на политиков[1].
Наряду со сменой собственника в развивающихся экономиках популярны и другие меры – реструктуризация при сохранении государственной собственности, заключение контрактов с директорами предприятий и оплата по результатам деятельности, финансовый и управленческий аудит и т.д.