Природная среда

Немаловажным фактором состояния и развития рынка, его территориально-географического размещения являются национально-климатические особенности потребления материальных и духовных благ, а также потребительские привычки. В определенной степени это связано и с производственной базой рынка. Изменения климатических и погодных условий в значительной степени реагируют на ресурсную базу потребительского рынка и ее развитие.

К природно-климатическим факторам относятся: использование экологически безопасных продуктов, разработка упаковки, не загрязняющей окружающую среду, защита озонового слоя земли, запрет испытаний новых продуктов на животных, борьба с загрязнением окружающей среды, сохранение энергии и т.д.

Факторы природной среды, включающие вопросы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, также оказывают влияние на предприятие. К вопросам экологии относятся: использование экологически безопасных продуктов, разработка упаковки, не загрязняющей окружающую среду, защита озонового слоя земли, запрет испытаний новых продуктов на животных, борьба с загрязнением окружающей среды, сохранение энергии и т.д. В таких условиях маркетологи должны быть готовыми к появлению новых угроз и возможностей, оказывающих существенное влияние на эффективную деятельность предприятия.

Маркетологи тщательно изучают культурную среду, которая включает социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества.

Семья, ближайшее окружение, в котором вырастает человек, формирует его убеждения, культурные ценности и нормы. Люди, практически неосознанно, принимают устоявшийся взгляд на мир, который и определяет их отношение к самим себе, к другим, к природе и мирозданию, что привлекает пристальное внимание маркетологов и открывает для маркетинга большие возможности.

В табл. 1.15 представлены показатели, оказывающие влияние на торговлю.

Таблица 1.15

Показатели, характеризующие факторы внешней среды

Факторы, характеризующие внешнюю среду

Показатели

Экономические

Общие (межотраслевые):

• темны экономического роста;

• покупательская способность населения;

• коэффициент роста доходов населения;

• уровень текущих доходов;

• величина налоговой ставки;

• уровень доступности кредита;

• средняя величина кредитной ставки;

• уровень процентной ставки (ставка процента);

• структура потребления;

• структура распределения доходов но регионам;

• эластичность потребления;

• уровень инфляции;

• курс обмена вал ют (определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран);

• уровень мобильности населения, доля населения, имеющая автомобили.

Отраслевые:

• число налогов в торговле;

• уровень производительности труда в отрасли;

• уровень потребления в регионе;

• потенциал формата в регионе;

• средняя торговая наценка;

• отношение количества магазинов на 1 млн чел. населения в регионе к максимальному количеству в России;

• темпы роста магазинов различных форматов;

• наличие торговых площадей, соответствующих формату по размеру;

• доля розничных торговых предприятий на региональном рынке;

• оборот оптовой торговли;

• оборот розничной торговли;

• темпы роста товарооборота;

• темпы прироста суммарной торговой площади;

• уровень лояльности покупателей;

• уровень организации логистики;

• доля оптовой и розничной торговли в обороте малых и средних предприятий;

• удельный вес продажи на рынках в обороте розничной торговли;

• уровень торговой инфраструктуры и др.

Социально-демографические

Общие:

• численность населения страны, в том числе по регионам;

• размещение на территории страны;

Социально-демографические

• плотность населения;

• удельный вес трудоспособного населения;

• коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции;

• темпы роста миграции населения;

• возрастная структура населения;

• уровень смертности населения;

• уровень рождаемости населения;

• коэффициент средней продолжительности жизни;

• количество новых браков и разводов;

• структура образования населения;

• уровень безработных.

Отраслевые:

• среднегодовая численность работников организаций торговли;

• доля занятых в торговле, имеющих высшее образование;

• доля занятых в торговле, имеющих среднее образование;

• уровень средней заработной платы работников, занятых в торговле в регионах;

• доля занятых в оптовой и розничной торговле в общем количестве работников малого и среднего бизнеса;

• уровень квалификации занятых в торговле;

• увеличение числа созданных и количества сохраненных рабочих мест в торговле региона;

• доля индивидуальных предпринимателей в общей численности предприятий торговли в регионе;

• доля субъектов малого предпринимательства в общей численности, работающих в городе

Политико-правовые

• Количество законодательных актов в сфере оптовой и розничной торговли.

• Количество нормативных актов, регулирующих торговую деятельность.

• Количество утвержденных региональных программ развития торговли.

• Количество консультаций по вопросам формирования программ малого и среднего предпринимательства в торговле, оказанных органами местного самоуправления монопрофильных городов Российской Федерации

Научно-технические и технологические

• Инновационный потенциал предприятий оптовой и розничной торговли.

• Количество малых инновационных предприятий в оптовой и розничной торговле

Природно-климатические

• Уровень загрязнения окружающей среды.

• Доступность сырья, энергоресурсов

Микросреда – это среда внутри предприятия, контролируемая им самим. Внутреннюю среду образуют субъекты и факторы, имеющие непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры.

Внутренняя среда предприятия во многом определяется его миссией, составом целей и задач, структурой, технологией, наличием квалифицированного персонала, стилем руководства.

Миссия – целевая функция организации или ее главная цель, т.е. то, ради чего она была учреждена и чему подчинено все ее функционирование[1].

Цели – конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится коллектив данного предприятия.

Задачи указывают в общих чертах на непосредственные цели предпринимательской деятельности. Например, получение прибыли, накопление достаточных наличных денежных ресурсов для продолжения деятельности предприятия, предоставление необходимых обществу услуг, достижение передовых позиций на рынке и отрасли, оптимальное удовлетворение спроса покупателей и пр.[2]

Структура предприятия – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, позволяющих достигать цели предприятия.

Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний.

Персонал – совокупность работников, входящих в списочный состав предприятия. Персонал необходим для исполнения определенных функций, достижения целей предпринимательской деятельности.

Стиль руководства – обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе управления.

К факторам внутренней среды относятся (табл. 1.16).

Таблица 1.16

Факторы внутренней среды

Внутренний

фактор

Показатели

Производство

• Объем производства.

• Структура производства.

• Темпы производства.

• Ассортимент.

• Местонахождение предприятия.

• Наличие социальной инфраструктуры.

• Контроль качества и др.

Персонал

• Структура персонала.

• Потенциал.

• Квалификация персонала.

• Среднесписочная численность.

• Производительность труда.

• Текучесть кадров.

• Стоимость рабочей силы.

• Интересы и потребности работников и др.

Организация управления

• Организационная структура.

• Система управления.

• Уровень менеджмента.

• Стиль руководства.

• Организационная культура.

• Престиж и имидж фирмы.

• Организация системы внутрифирменных коммуникаций и др.

Финансы и учет

• Коэффициент финансовой устойчивости торгового предприятия.

• Платежеспособность торговой фирмы.

• Прибыль.

• Рентабельность и др.

Исследования внутренней среды определяют возможности для эффективной деятельности фирмы. Одним из основных направлений маркетинговых исследований в этой области является изучение культуры предприятия, которая складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности.

Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Достигнутый предприятием высокий уровень культуры оказывает большую помощь в нормальной реализации его делового поведения. Серьезной проблемой в изучении культуры предприятия является отсутствие ярко выраженного его проявления, однако наличие некоторых устойчивых моментов, таких как взаимоотношения с конкурентами, отношение к клиентам, система карьеры, наличие традиций, позволяет сделать определенные общие выводы о культуре предприятия.