Принудительное исполнение налоговой обязанности в зарубежных странах
В литературе указывают на элементы налогового администрирования, активное внедрение которых вероятнее всего приведет к снижению уровня задолженности налогоплательщиков. В частности, к ним относят использование механизмов удержания у источника выплаты и уплаты авансовых платежей, широкий объем полномочий налоговых органов для производства принудительного взыскания, использование значительных кадровых ресурсов для осуществления деятельности по принудительному взысканию, широкое использование электронных платежей и современных технологий в налоговом администрировании [1].
В большинстве государств в структуре налогового органа создаются специальные подразделения, которые занимаются принудительным взысканием налоговой задолженности.
В некоторых государствах функция по взысканию задолженности передана специальному органу власти. Так, например, в Швеции и Чили существует отдельный орган исполнительной власти, который занимается взысканием задолженностей перед государством, в том числе – задолженностей но налоговым платежам.
По данным ОЭСР, налоговые органы привлекают значительные кадровые ресурсы к решению вопросов принудительного взыскания налоговой задолженности – в среднем около 10–15% от общего количества служащих. В качестве интересного исключения из данной общей тенденции можно привести Швецию, где в связи с передачей функции по взысканию отдельному органу исполнительной власти, вопросами взыскания налоговой задолженности занимается всего лишь 2% сотрудников налоговых органов.
Традиционным является подход, согласно которому взыскание задолженности по уплате налоговых платежей осуществляют органы исполнительной власти. Вместе с тем известен опыт ряда зарубежных государств, в частности Австралии, Великобритании, Ирландии, Италии и Сингапура, по передаче функции по взысканию налоговой задолженности на аутсорсинг.
Наиболее успешным опытом по передаче на аутсорсинг взыскания задолженности по налоговым платежам считается опыт Австралии. Пилотная программа по привлечению внешних коллекторских агентств для взыскания задолженности была запущена в апреле 2006 г. и реализована путем заключения соглашений с четырьмя агентствами в октябре 2007 г. Агентствам была предоставлена возможность по взысканию небольших сумм задолженностей, в отношении которых налоговые органы вряд ли бы начали принудительное взыскание в связи с большим объемом не уплаченных в срок налогов и ограниченностью ресурсов налоговых органов.
Представляется, что привлечение коллекторских агентств на помощь налоговым органам Австралии можно признать экономически обоснованным: за период с октября 2007 по декабрь 2011 г. коллекторские агентства собрали около 2 млрд долл. налоговой недоимки, что составляет почти треть от общей суммы взысканной за данный период недоимки, при стоимости услуг агентства в 54 млн долл. При этом следует отметить, что размер вознаграждения коллекторских агентств определен в твердой сумме и не зависит от размера собранной недоимки. В результате деятельности коллекторских агентств были собраны значительные суммы недоимок при небольшом количестве жалоб налогоплательщиков на действия агентств.