Принцип эмоциональности обучения и воспитания
Без эмоций нет, да и не может быть человеческого познания истины. Эмоции – равноправная составляющая процесса познания, такая же, как логическое мышление. Эмоциональный интеллект не менее мощный, чем другие интеллекты, а у многих людей еще и ведущий. Силу эмоционального интеллекта мы уже рассмотрели. Вывод можно сделать такой: если мы хотим учить и воспитывать качественно, следует нагружать оба полушария мозга и максимально использовать эмоциональный интеллект. На эмоциях зиждутся потребности, которые играют исключительно важную роль в обучении и воспитании. Принцип эмоциональности реализуется путем выполнения следующих правил.
1. Как можно чаще ободряйте учеников на начальном этапе обучения.
2. Постоянно напоминайте ученикам, что их ценность не зависит от успеваемости.
3. Исследуйте воспитанника, которому вы хотите помочь раскрыться в полную силу.
4. Скажите воспитаннику, что вы обратили внимание на его поступок.
5. Сообщите воспитаннику, что вы ожидаете от него в будущем.
6. Установите с учеником эмоциональную близость, умело используя физический контакт.
7. Умейте целенаправленно использовать каждую представившуюся возможность.
8. Выражайте свои ожидания творчески, но тщательно подбирайте слова.
9. Беседуя с воспитанником, смотрите ему в глаза.
10. Будьте уверены в своих ожиданиях.
11. При изложении фактов используйте иллюстрации.
12. Чтобы факты произвели большее впечатление на учеников, прибегайте к элементам драматического искусства.
13. Облачайте факты в музыку.
14. Обобщайте факты при помощи графиков и таблиц.
15. Помните, что потребность мотивирует учащихся настолько, насколько она ими переживается.
16. Перед изучением нового материала демонстрируйте ученикам их потребность в нем. Учитывайте при этом особенности аудитории и сопутствующие обстоятельства.
17. На пути осознания потребностей могут существовать препятствия, над которыми учитель не властен, например внешние факторы, такие как температура, и внутренние факторы, скажем, переживания. Устраняйте отрицательные, вызывайте положительные факторы.
18. Помочь ученикам осознать свои потребности – лучший способ усилить их мотивацию.
19. Опишите потребность, предоставляя ученикам фактическую информацию.
20. Рассказывайте истории.
21. Усиливайте потребность, мастерски преподнося информацию.
22. Стимулируйте потребность при помощи музыки.
23. Демонстрируйте потребность при помощи схем и диаграмм.
24. Выражайте потребность символически, при помощи иллюстраций.
25. Контролируйте уровень эмоций: не следует возбуждать очень сильных эмоций. Слезы, истерика, гомерический хохот никогда не присутствуют в обучении и воспитании, а вот легкое волнение, переживание, интерес, обостренное внимание – именно то, что нужно.